Диагностика методами арт-терапии. Что дает арт-терапия? Арт терапевтическая диагностика
В набор входят 50 раскрашенных акриловой краской деревянных сердечек размером 7 см. на 5 см. Разная цветовая и символическая основа рисунков поможет психологу разобраться в большом количестве сердечных проблем клиента. И так такой инвентарь можно использовать как с терапевтической, так и с обучающей целью.
Вот несколько аспектов, при которых можно использования набора сердечек:
1. Работа психолога с травмой
2. Коррекция психосоматики
3. Психоанализ клиента
4. Работа с амбивалентностями
5. Составления с помощью сердечек разных этапов жизни;
6. Для системных расстановок
7. Развития мышления и воображения у детей
8. Для лайф коучинга
9. Трансформация инфантильных переживаний
10. Преодоления неврозов переноса
11. Работа с механизмами защиты
12. Отражения социокультурных установок клиента
13. Актуализация индивидуальных особенностей клиента
14. Развития адаптационных способностей клиента
15. Преодоления виктимных установок и форм защиты
16. Работа со стереотипами мышления и поведения
17. Поиск внутренних выборов клиента
18. Работа по поиску конструктивного потенциала клиента
19. Для разрешение внутрипсихических конфликтов
20. Поиск компромисса
СИМВОЛИКА СЕРДЦА. Центр существа, как физический, так и духовный, божественное присутствие в центре. Сердце олицетворяет "центральную" мудрость, мудрость чувства в противовес рассудочной мудрости головы. Оба способа разумны, но сердце - это еще и сострадание, понимание, "место тайное", любовь, милостыня. Оно содержит кровь, то есть жизнь. Сердце символизируется Солнцем, как центр жизни. Сияющее Солнце и пылающее сердце являются символами центров макрокосма и микрокосма, означая человека и Небеса, трансцендентное разумение. Сердце также часто изображают треугольником, опирающимся на вершину. У ацтеков сердце - центр человека, религии и любви, объединяющий жизненный принцип. Принесение сердца в жертву символизировало высвобождение крови, то есть жизни, посев жизни, чтобы она зародилась и расцвела. Пронзенное сердце означает покаяние. В буддизме сердце - суть природы Будды. Алмазное Сердце - это чистота и несокрушимость; человек, которого ничто не может "повредить", вывести из равновесия. В китайском буддизме сердце является одним из Восьми Драгоценных Органов Будды. У кельтов Доброе сердце символизирует благородство и сострадание. Пылающее сердце как символ религиозного рвения - доминирующий элеме1чп печати Католической Ирландии. (1642 г.). Перевернутое сердце - каббалистическая фигура Якова Беме (1575-1624гг.). Написанное еврейскими буквами имя Бога 1НУН преобразовано в 1Н5- НУН, то есть Иешуа (Иисус). является антитезой дурному глазу. У христиан сердце - любовь, понимание, смелость, радость и печаль. Пылающее сердце означает религиозное рвение и приверженность вере. Сердце в руке символизирует любовь и благочестие; сердце, пронзенное стрелой, - это сокрушенное, покаявшееся сердце. Пронзенное сердце - эмблема святого Августина. Сердце, увенчанное шипами, - эмблема Игнатия Лойолы; сердце с крестом - святых Бернардина Сиенского, Катерины Сиенской, Терезы. У евреев сердце - Храм Божий. В индуизме сердце - божественный центр, место обитания Брахмы: "Это Брахма, это все", Атман. Сердце символизируется лотосом. "Глаз сердца" - это третий глаз Шивы, трансцендентная мудрость, всезнающий дух. В исламе сердце - центр существа; "глаз сердца" - это духовный центр, абсолютный разум, просветление. В даосизме сердце - место разумения. У мудрого семь отверстий в сердце, и все они открыты.
"Сердце - это то, через что проявляется всякое познание"; "творчество рук, поступь ног, движение всех частей тела - все это вершится по велению, исходящему из сердца". Так определяют древнеегипетские тексты роль сердца, приписывая ему функции, которые по большей части отнесены ныне к мозгу. Как органу незаменимому в поддержании жизни и сигнализирующему в чрезвычайных обстоятельствах учащенным своим биением, сердцу во многих древних культурах приписывалась роль, которая ему, с рациональной точки зрения, не присуща. Конечно, есть большая разница между риторическим образом и его подлинным выражением. Для египтян эпохи фараонов сердце являлось вместилищем рассудка, воли и чувств. Бог-творец Птах спланировал космос в сердце своем, прежде чем придать ему форму посредством своего слова. На суде мертвых сердце умершего взвешивается на весах с помощью пера (символ Маат, Справедливости), чтобы проверить, не отягощено ли оно чудовищными злодеяниями; здесь "сердце" символически уравнивается с "совестью".
По Библии, сердце является внутренней сущностью человека, ибо человек смотрит на лицо. Бог - на сердце (1 Цар 16:7). О самом Боге сказано: "И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт 6:6). В Новом завете говорится о том, чтобы Христос верою вселился "в сердца ваши" (Еф 3:17). В Индии сердце считается вместилищем атмана, ипостаси Абсолюта (Брахмана) в человеке. Ислам видит в сердце облаченный в различные покровы физический центр духовности и созерцательности. В империи ацтеков господствовало представление, что земное Солнце в своих ночных скитаниях по нижнему миру потеряло силу, исхудало до состояния скелета и может быть восстановлено только с помощью крови сердца ритуально жертвуемого человека. Сердце (йолотли) считается вместилищем жизни и души. До кремации в рот умершего вкладывали зеленый самоцвет, что должно было означать сердце. В высоком средневековье сердце романтизировалось в любовной лирике (например, "О сердце, опаленном любовью" Рене д"Анжу), в изобразительном искусстве оно стилизовалось, приобретая далекую от реальности грудеобразную форму вверху, и ставилось во взаимосвязь как с земной, так и с мистической небесной любовью (в этом случае - в качестве мистического алтаря, на котором огнем Святого Духа изводятся плотские влечения). (Словарь символов)
Чувство самоидентичности адекватно формуле: «Мое Я - это есть я сам».
«Я должен играть роли и стараться делать это как можно лучше - будь то роль сына, отца, мужа, художника и др. Это лишь роли, которые я играю, соглашаюсь играть; я наблюдаю за тем, как я играю. Поэтому я не являюсь никем из них; я идентичен себе, я режиссер в этой пьесе, а не только актер» . Образно говоря, в центре внимания находятся спектакли внутреннего театра личности.
Итак, на этапе настроя (при определенной подготовке группы и достаточном опыте психолога) могут использоваться упражнения на разотождествленш.
В одном из таких упражнений Р. Ассаджиоли говорится: «Я меня есть тело, но Я - это не мое тело. Каждый раз, когда мы отождествляем себя с физическим ощущением (Я устал - вместо: «Мое тело испытывает чувство усталости»), то попадаем в рабство от тела.
Я живу эмоциональной жизнью, но я - это не мои эмоции и чувства. (Во мне присутствует чувство раздражения.)
У меня есть желания, но я - это не мои желания. У меня есть интеллект, но я - это не мой интеллект.
Итак, тело, чувства, разум представляют собой инструменты ощущения, восприятия и действия, которыми пользуется Я, однако природа Я - нечто другое»
Таким образом, следует говорить о действительном единстве и уникальности «Я», которое вместе с тем проявляется на разных уровнях осознанности и самопостижения.
Гораздо легче идентифицировать себя с другими или понимать чужие мотивы и чувства, если субъекту знакомо чувство собственной ценности (К. Фопель).
Еще одно полезное упражнение - своеобразная игра с буквами, составляющими имя и фамилию человека. Сначала предлагается написать на листе бумаги собственное реальное имя, фамилию. Из имеющихся букв составить новые слова. Затем выбрать новое имя и/или фамилию, придумать соответствующие образы и нарисовать обновленный автопортрет. Можно рисовать с помощью символов и абстракций или использовать любые иные способы художественного самовыражения.
Техники автопортрета в арт-терапевти ческой работе помогают выявить наиболее значимые проблемы клиентов, а также их способность к принятию иного образа «Я». Считается, что создание автопортретов - это путь к самоутверждению и укреплению психической идентичности.
Еще один вариант этапа настроя - графические упражнения, имеющие потенциал проективных тестов. К примеру, диагностическая методика «Нарисуй себя» (по А. М. Прихожан), предназначенная для выявления у детей младшего школьного возраста особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе. В авторском варианте на сложенном пополам листе формата А4 испытуемым предлагается выполнить три рисунка.
Текст инструкции:
1. Нарисуй плохого мальчика (девочку).
2 . Нарисуй хорошего мальчика (девочку).
3. Нарисуй себя.
Для первого рисунка предоставляются три карандаша разных цветов, для второго рисунка - три других карандаша, для третьего рисунка - все шесть карандашей шести цветов.
Анализ работ основан на сопоставлении образа себя с другими изображениями. Признаки сходства с «хорошим» ребенком оцениваются баллом +1; с «плохим» - баллом -1. Отсутствие сходных признаков - 0. Далее подсчитывается сумма баллов. Положительный результат свидетельствует о самонринятии, хорошем эмоциональном самочувствии.
Данная методика в контексте арт-терапии может быть модифицирована следующим образом.
«Рисуем имя». Для работы необходимы цветные карандаши или фломастеры и лист бумаги формата А4, разделенный тонкими линиями простым карандашом на три равные части.
Сначала участникам предлагается визуализировать имя, которое вызывает отрицательные эмоции, по каким-либо причинам неприятно, не нравится, и абстрактно изобразить его, используя цвет, форму, линию. Важно избегать узнаваемых образов, пиктограмм, символов-штампов.
Рисунок должен отражать спонтанную реакцию на имя.
Третий рисунок - собственное имя.
Поскольку точные подсчеты в баллах не предусмотрены, инструкция не содержит ограничений в выборе количества цветов и изобразительных средств. Можно использовать любые цвета, которые, по мнению автора, подходят к данному имени.
При анализе каждого рисунка важно учитывать собственную, авторскую интерпретацию, что позволит лучше понять субъективный опыт рисовальщика. Иначе говоря, необходима вербальная обратная связь в любой форме, например, процедура «Что ты видишь?» (М. Бе-тенски) .
Полагаю также, что лучше не уточнять содержание инструкции комментариями о том, какое именно имя надо представлять (женское или мужское; конкретное, принадлежащее реально известному лицу, либо абстрактное и т. д.). Тем самым расширяется диапазон личного выбора, а полученная при этом информация представляет ценность для диагностики.
Так, одна из участниц занятия (23 года) нарисовала ненавистное для нее имя «Татьяна», утверждая при этом, что визуальный образ не ассоциируется с каким-то конкретным человеком. На вопрос, какие отрицательные черты могли бы быть присущи, на ее взгляд, данному абстрактному имени, участница, не задумываясь, ответила: «Она всем переходит дорогу».
Замечу, что многие участники арт-терапевтических занятий, выполняя данное упражнение, представляют имена реальных людей: любимых и/или отвергаемых как своего, так и противоположного пола. К примеру, девушка Юлия в качестве наиболее красивого имени визуализировала «Витя», а самое плохое, на ее взгляд, имя - Виктор. Такое совпадение оказалось неожиданным даже для самой художницы. Позже ее кукла «рассказала» печальную историю из детства, в которой отрицательным персонажем был Виктор Борисович.
Бывает, что в качестве самого любимого имени субъект визуализирует свое собственное. В этом случае второй и третий рисунки (см. инструкцию) содержат много сходных признаков: преобладающие цвета, экспрессия линии, формы и др.
Если рисунок иллюстрирует негативное отношение к собственному имени, то по основным признакам «образ Я» идентифицируется с первым рисунком серии и совсем не содержит элементов второго.
Данный факт, вероятно, связан с кризисом идентичности. Вопрос в том, что из кризиса можно выйти окрепшим, готовым к дальнейшим жизненным выборам, а можно - изломанным, отягощенным комплексами и личностными проблемами (М. Битянова).
К примеру, автор рисунка - Светлана (20 лет) воспринимала свое имя, как самое неудачное, хуже любого другого. На вопрос группы, какая буква в имени ей особенно не нравится, ответила: «Буква Т». Девушка болезненно переживала обращение: «Светка».
Очевидно, что ответы Светланы демонстрируют лишь поверхностный слой глубоких внутренних противоречий и проблем.
В целом, отношение к своему имени, принятие его или непринятие, нередко рассматривают как косвенный показатель самоидентичности.
«Важный элемент любой психотерапии, в особенности арт-терапии, - выявление той информации, которая скрывается за словами, образами или поведением клиента», - подчеркивает Эбби Келиш в статье «В поисках смысла визуальных образов».
В контексте сказанного интересно следующее упражнение в технике психосинтеза. Субъекта просят «услышать» в воображении имя какого-нибудь человека одного с ним пола и представить его-. Как правило, визуализированная личность обладает теми качествами, которые, по мнению субъекта, он может или должен в себе развить. Нередко эта личность оказывается его прямой противоположностью и представляет собой синтез качеств, визуализированных в этом идеальном образе личностью субъекта, что и является очевидной целью психотерапии .
Этап индивидуальной работы несет наибольшую психологическую нагрузку, побуждая к самонаблюдению (интроспекции). Во время индивидуальной творческой работы внимание человека невольно обращено к собственному внутреннему миру, своим мыслям, переживаниям, образам, желаниям.
«Я буду знать себя, когда испытаю себя, когда преодолею страх увидеть себя таким, каков я есть. ...Неважно, что именно я обнаружу; неважно, как много энергии я потратил на то, чтобы скрыть части себя от себя самого» (В. Шуте).
Важной информацией в контексте диагностики является, что собственно говорит и что скрывает «кукла». Особенно значимы самые первые слова и чувства. Именно через них вербализуются основные внутренние противоречия личности, характеристики самооценки и самопринятия.
Словом, акцент сделан на построении импровизированного диалога.
Приведу в качестве иллюстрации некоторые диалоги студентов со своим «бумажным или тряпичным» образом Я.
Ты какая-то странная.
Ты сама такая...
История «куклы»: «Жила-была девочка, похожая на меня. Она хотела рассказать о том, что ей очень неспокойно».
Какой суровый взгляд! Как тебя зовут, строгая кукла?
Не хочу с тобой знакомиться! Ты провинилась! Поэтому зови меня Незнакомка!
Привет! Как ты мне нравиться! У тебя такое забавное платье!
Привет! Я, как и ты, - Катя! Мы ведь с тобой похожи!
Здравствуй, как тебя зовут?
Настя! - ответила бумажная кукла.
Как здорово! Это мое любимое имя. А меня зовут Елена, - с грустью проговорила девушка - создательница куклы.
Ну и страшная же ты!
Я - это ты! - ответила кукла. Диалог 6.
Привет! С Днем Рождения!
Здравствуй! Как здорово, что я получилась!
Ты не похожа на меня. Почему ты такая обычная? Диалог 7.
Здравствуй, милая куколка! Ты здорово выглядишь!
Спасибо! Я тоже тебя рада видеть. Только знаешь, в моей душе не все так гладко, как кажется.
Что-то случилось?
Пусть это останется в моем сердце. Может, когда-нибудь расскажу...
Через некоторое время студентка от лица бумажной куклы, надетой на ее палец, рассказала историю «может быть, и о себе». Вот коротко этот рассказ:
Мы стали чужие... как праздник и rope...
В твоих глазах печаль и капельки росы.
Я говорю о маленьком кусочке своего прошлого, и от этого грустно. Но ты не думай, у меня все будет хорошо. Просто немного запуталась....
Рассказы бумажных кукол
Красный бант (рассказ Виктории, 20 лет).
Жила-была кукла без имени. Ее никто не понимал и не замечал. А когда становилось особенно грустно, она доставала из старого комода красный бант. Из настоящего, счастливого детства. Раньше бант казался невероятно огромным. Теперь - трогательным, маленьким и смешным., но очень сердцу милым. Когда-то мама, укрепляя бант на тоненьких коротких волосах, нежным голосом приговаривала: «Моя ты красавица! А с бантом и вовсе принцесса!».
Такую историю рассказала мне кукла.
По-моему, я думала о себе, когда делала бумажную куклу. Вот и все!
Чего не понимала девочка (рассказ Алены, 20 лет).
Жила-была кукла, похожая на меня. В детстве у нее были веселые и заботливые родители, надежный и светлый дом. Но однажды куклу навсегда забрала к себе бабушка. Каждый день они поудобнее устраивались в саду и смотрели в небо, на самолеты.
Теперь, - говорила бабушка, - папа и мама летают как смелые птицы. Наверное, им там очень нравится. Вот смотрят на тебя с высоты и радуются, какой хорошей и красивой девочкой ты растешь.
Кукла с гордостью вытягивала руки к небу, становилась на цыпочки, чтобы быть поближе к летящему самолету. Одного она только не понимала: почему же самолеты пролетают мимо и никогда не приземляются в бабушкином саду? Ведь садятся же птицы на ветки деревьев.
Потом кукла выросла. Она очень любит свою добрую, мудрую бабушку. Иногда они по-прежнему вместе смотрят в небо.
Порой самодельная кукла символизирует реально существующего человека. Модель диалога с его образом, как правило, воспроизводит действительные жизненные эпизоды или воображаемые ситуации, в связи с которыми человек испытывает определенные трудности.
Однако в большей мере самодельная кукла отражает актуализированную в данный момент субличность (или субличности)автора.
По-видимому, этим объясняется тот факт, что некоторые участники вопреки инструкции создают одновременно несколько кукол, надевают их на пальцы обеих рук и выстраивают диалог между ними. Встречаются и многоголовые куклы с общим туловищем. Причем сами авторы характеризуют их как разные стороны образа Я: «Моя белая и черная половина», «Музыканты одного оркестра», «Мои внутренние враги», «Мозаика души», «Лицо и изнанка моего характера» и т. д.
В таком импровизированном диалоге, по существу, человек строит новые взаимоотношения с самим собой. Двойственная идентичность в образах символизирует внутреннюю раздвоенность и конфликтность (М. Бетенски).
«Над нами властвует все то, с чем мы себя идентифицируем. Мы можем контролировать все то, с чем мы себя не отождествляем». В этом фундаментальном психологическом принципе, по словам Р. Ассаджиоли, секрет нашего порабощения или свободы. Каждый раз, когда человек отождествляет себя со слабостью, виной, страхом, любой другой эмоцией или влечением, он ограничивает себя. Признавая свое уныние или раздражение, человек поддается депрессии и гневу с еще большей силой.
Вместе с тем, если сказать: «Мною пытается овладеть вспышка гнева», «Меня пытается захлестнуть волна ненависти», - положение меняется. Присутствуют две противостоящие силы: с одной стороны - бдительное «Я», с другой - уныние или гнев. «Бдительное Я» (сознательная личность) может объективно рассмотреть эти импульсы, проникнуть в их происхождение, «спрогнозировать» нежелательные последствия и понять их необоснованность, т. е. противостоять, контролировать.
Это, по существу, и есть терапевтическая цель заключительных этапов занятия.
На этапе коллективной работы в малых группах интересным и действенным приемом являются терапевтические истории.
Дорис Бретт рассказывает о проблеме женщины, которая всю жизнь стыдилась какой-то глупости, совершенной ею в детстве. В терапевтической истории, придуманнои для нее другими участниками, похожая девочка победила в конкурсе на самую глупую глупость. Все поздравляли победительницу и радовались, что она не только придумала такой забавный конкурс, но и выиграла его .
Взрослые участники арт-терапевтических занятий зачастую сознательно используют терапевтическую ситуацию, чтобы образно, опосредованно, как бы от другого лица обсудить свои значимые проблемы и переживания.
К примеру, студенты для своей однокурсницы, страдавшей от одиночества в ожидании «принца на белом коне», придумали терапевтическую историю, которая в итоге помогла девушке изменить отношение к проблеме, себе самой и близким людям.
Это была история о доброй принцессе, которой злая фея подарила коварные очки, столь красивые с виду. Так принцесса погрузилась в мир фантазий и искаженной реальности. Долго страдала принцесса и окружающие ее люди. Однажды сделала она бумажную куклу. А потом посмотрела на свое отражение со стороны и все поняла. Как знать, может, кто-то из влюбленных в нее юношей - и есть тот самый долгожданный, настоящий принц. Надо лишь представить каждого из них на белом коне...
Данный пример, по сути, иллюстрирует известный психологический закон Клапареда (закон осознания): чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем.
Несомненно, путь к себе, открытие самости - сложный творческий процесс.
Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому именно в расширении границ принятия в отношении себя, учеников, коллег, родителей лежат, по словам К. Роджерса, огромные возможности личностного роста.
Занятие 6. «Рисуем маски...»
Общие замечания. Приоритетные цели
Арт-терапевтическая работа с эмоцией страха.
Предложенная арт-терапевтическая техника позволяет одновременно работать с группой детей как одного, так и разных возрастов, а кроме того со взрослыми. Может быть адаптирована для индивидуальной работы.
Отдельные приемы без труда осваиваются родителями, поэтому применимы в условиях домашних игровых занятий, в том числе и с куклами.
Арт-терапевтическая техника «масок» эффективна для коррекции разнообразных страхов, и прежде всего тех, которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между участниками, усиливают ожидаемый результат.
Арт-терапевтическое пространство включает персональные рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества, круг из стульев, столы для коллективной работы малых групп, пространство-сцену.
Число участников - от 9 до 15 человек.
Материалы:
Соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой малой группы), клей, мягкий ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. (Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.)
Основные процедуры. Этапы
(Инструкции для участников выделены курсивом).
1. Настрой («разогрев»)
Участники занимают места для индивидуальной работы.
Можно использовать «Каракули» Д. Винникотта, «Технику закрытых глаз» Ф. Кейн, М. Ричардсон, описанные выше, а также близкие по содержанию и методике проведения упражнения «Эстафета линий», «Автографы». Подойдут различные игры с цветом. Например, участникам занятия предлагается вспомнить, какие чувства они чаще всего испытывают, нарисовать их красками в виде разноцветных пятен, подписать названия.
В качестве самостоятельного упражнения на этапе настроя можно предложить участникам изобразить с помощью линий и цвета определенные эмоции, к примеру, по методике М. Бетенски, - страх, любовь, злость. Основное условие: рисунки должны быть абстрактными, т. е. не содержать конкретных образов, пиктограмм, символов-штампов (сердечки, цветочки, стрелы и др.).
Каждый работает самостоятельно. На изображение одной эмоции отводится 2-3 минуты. На этом этапе обсуждение не проводится.
2. Актуализация эмоции страха
Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу.
Всем: и взрослому, и ребенку - знакомо чувство страха. Закройте глаза и представьте ситуацию, свои ощущения, когда вам было страшно. Придумайте этому название.
Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах.
Желательно, чтобы первым говорил тот ребенок (взрослый), на лице которого психолог увидел наиболее сильные эмоции. Не принуждать, если человек отказывается!
Возможен и другой вариант этого этапа. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные сны или истории из своей жизни.
3. Индивидуальная работа. «Материализация страха»
Участники вновь занимают места для индивидуальной работы.
Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать.
Поступите с рисунком, как вам хочется. Его можно смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом.
После того, как участники расправились со своими материализованными в рисунках страхами, им предлагается следующая инструкция.
Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображения ластиком.
Оторвите пальцами лишнюю бумагу - фон. Ножницами пользоваться нельзя.
Такая работа способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
Возможна интерпретация и некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, наличие таких элементов, как глаза, рот, зубы, уши, рога и др.
4. Ритуальная драматизация. «Спонтанный театр» Создается ситуация «публичного» проживания
Участникам предлагается объединиться для совместного творчества в малые группы по 3-5 человек.
Рассмотрите изображения масок. Обменяйтесь впечатлениями.
Придумайте название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину».
Материалы для коллективной работы выбираются по желанию «художников».
Распределите и отрепетируйте роли в соответствии с придуманным сюжетом. Каждый должен говорить от «лица» своей маски.
Затем каждая группа выходит на импровизированную сцену. Остальные участники в это время - зрители. Получается небольшой спектакль, причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.
5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ В процессе коллективной рефлексии каждому участнику предлагается вербализовать собственные впечатления, к пример}", обсудить:
Что чувствовал, когда работал один, с группой, чувствуешь сейчас?
Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, названия?
Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?
Какого цвета ваши чувства, когда бывает страшно?
Какого цвета ваши чувства сейчас? Одновременно обсуждаются индивидуальные рисунки, выполненные на этапе «Настроя».
Техника применялась в работе с запросами - Понять, что со мной (жизнью) творится.Пошаговая инструкция.
1. Сделайте на отдельных листах серию рисунков. (Подготовьте листы формата А4 и А3, краски, гуашь, карандаши). Рисуем то, что происходит сейчас, состояние на сегодня. Рисовать в любой последовательности.
~ Моя жизнь, как дорога.
~ Моя жизнь, как река.
~ Моя жизнь, как гора.
~ Моя жизнь, как еда.
~ Моя жизнь, как огонь.
~ Моя жизнь, как игра.
2. Расскажите, что вы нарисовали? Что чувствуете, когда смотрите на свой рисунок? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (реки, горы, еды, огня, игры). Работаем сначала до конца с одним рисунком. Человек может описать так: «Дорога для меня- это путь к цели». А на рисунке изобразил дорогу, как в сказке, с тремя разветвлениями, типа, налево пойдешь, фиг с маслом найдешь.
Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни судя по этому рисунку?
Варианты ответа: нет у меня никакой цели сейчас, не знаю, куда мне идти, хоть куда пойду, что-нибудь потеряю и т.д. Итак, как соотносится ваше убеждение об образе с вашей жизнью, с тем, что происходит с вами? Или, о чем это в вашей жизни?
3. Посмотрите, сейчас на ваш рисунок? Что чувствуете? Что происходит в теле? Хочется ли что-нибудь закрасить, убрать или дорисовать? Если да, то даем рисунок и клиент вносит желаемые для него изменения. (нужно иметь в наличии белую гуашь). Коррекция происходит в настоящем времени. Обычно после внесения изменений в рисунок, даже небольшой детали, происходит быстрая внутренняя метаморфоза. Клиент закрасил ответвления от дороги, оставив центральную, в перспективе сверху нарисовал дерево и сбоку нарисовал автозаправку и шашлычную.
4. Просим теперь клиента рассказать по рисунку, что такое его жизнь, как дорога (река, гора, еда, огонь, игра)? Например, рассказ может звучать так: «Моя жизнь – это прямая дорога, асфальтированная, не сильно широкая, но и не узкая, движение на ней в обе стороны. Это дорога из одного города в другой. На ней есть места, где можно заправить автомобиль, перекусить и отдохнуть. После этого можно спокойно ехать дальше. Мне нужно туда, где виднеется дерево. Там цель моей поездки. Я его вижу и мне спокойно и радостно, что до него осталось совсем немного. В теле легкость».
(Обратите внимание на последовательность исполнения рисунков и на формат бумаги. Что в приоритете, судим по символу. Обращаем внимание на чувства и ощущения в теле во время беседы по рисунку. В принципе, кто знаком с арт-терапевтическими методами, знают, что с этим материалом делать для диагностики).
Всем, кто хоть немного имеет представление о символике, будет легко провести это упражнение. Информации об актуальном состоянии предостаточно. Бессознательное просто радостно делится с вами на понятном ему языке. Коррекция происходит на ваших глазах.
2. РИСУНКИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ
Назначение и приоритетные цели:
Выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса - оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка;
«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;
Психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;
Содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;
Гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;
Развитие креативности.
Материалы: листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.
Этап настроя
Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.
Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.
Этап индивидуальной работы (разработка темы)
Инструкции
Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).
Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.
Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.
Этап обсуждения и рефлексивного анализа
Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.
Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов. В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.
Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора.
В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы - перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.
Примечание.
Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.
Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают. Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ.
Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки. Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала.
Источник: Оксана Роздорская
3. Упражнение для работы с личными границами "КАРТА МОЕЙ ЖИЗНИ"
Инструкция:
"Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.
А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад?
И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например:
Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением" и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.
Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям
Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять?
А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные)
Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них компании…
И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве"
4. Арт-терапевтическая техника "РИСУНОК В КРУГЕ"
Техника очень хорошо работает на первой консультации, в ситуации сложности формулирования запроса, размытых ожиданий клиента.
Для работы необходим набор разнообразных изобразительных материалов: бумага разного формата, карандаши, фломастеры, пастель, акварельные краски, гуашь.
1. Предлагаем клиенту расслабиться, сконцентрироваться на своих ощущениях здесь и сейчас, и нарисовать на листе круг такого цвета, размера, какой захочется именно в данный момент.
2. Затем – заполнить его рисунком.
3. Далее обсуждаем рисунок, актуализируем мысли, чувства, ощущения. Уточняем: менялось ли состояние в процессе рисования? Хочется ли что-то изменить. При необходимости – клиент корректирует рисунок – дорисовывает, закрашивает, стирает и т.д.
Конечно же, рисунок несет в себе определенную диагностическую информацию. Как и при анализе проективных методик обращаем внимание на размер круга, его размещение на листе, толщину линий, наличие или отсутствие цвета и др. Однако, терапевтический подход предполагает, прежде всего, не интерпретацию рисунка, а следование за эмоциями и ощущениями клиента. Важно, что он видит, как воспринимает свое произведение.
Можно применять рисунок в круге и в групповой работе. Вначале каждый рисует на большом общем листе свой круг, затем совместно заполняется пустое пространство. Процесс может иметь мощнейший ресурсный эффект, но иногда может спровоцировать выброс негативных эмоций.
Наиболее ценно в этой методике – возможность здесь и сейчас проработать ситуацию, скорректировать в нужном направлении.
5. Техника "КАРТА ЦЕЛЕЙ"
1. Обведите вашу руку на бумаге и получите контур вашей будущей карты.
2. Заполните карту различным ландшафтом: обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д
3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь.
4. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте
5. Пунктиром проложите маршрут, который имеет начало и конец.
6. Обозначьте, на каком этапе пути вы находитесь сейчас.
7. Пропишите условные обозначения - дайте определение своим горам, деревьям, морям...
8. Сопоставьте их с вашими эмоциями, ощущениями, состояниями.
Информация, которую раскрывает рисунок:
- Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает
- В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад... и что для вас это значит?
- Если в своём маршруте вы проходите все ландшафты - вы творческая личность, нет - вы исполнитель.
- Если вход и выход совпадают - человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше.
- Обратите внимание какие эмоции вы испытывали, прежде чем достигнуть цели
- Вход внизу, выход вверху - человек идёт от практики к теории, и, соответственно, - наоборот.
- Вход слева, выход справа - человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале.
- Вход справа, выход слева - развита интуиция, чувство нового.
- Поделите на три части по диагонали и по вертикали не страницу, а карту: левая часть - прошлое, центральная часть - настоящее, правая часть - будущее. Верхняя часть - мысли, центральная часть - идеи, планы, нижняя часть - поступки.
Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.
Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.
Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).
Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.
Мандала терапия: показания
- Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
- нервное напряжение;
- заниженная самооценка;
- агрессивность поведения;
- семейные конфликты;
- детское непослушание и отстранение от взрослых;
- депрессии;
- сложная адаптация к новым условиям;
- расстройства мелкой моторики;
- психосоматические нарушения;
- страхи, хроническое тревожное состояние;
- склонность к суициду;
- потеря творческого потенциала;
- кризис среднего или подросткового возраста;
- нетерпеливость и гиперактивность.
Быстрый способ избавиться от выше описанных состояний – использовать систему Турбо-Суслик (). В отличие от мандалы, избавляет от этих и многих других состояний навсегда. Фактически, перебрасывает в иную плоскость бытия, где такие низкочастотные состояния, просто, не актуальны.
Мандала терапия – метод работы многих педагогов-психологов в детских учреждениях. Арт-терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.
Значение цветов и символов
Диагностика в арт-терапии включает в себя знакомство, настрой на сотрудничество, непосредственное собирание артефактов (готовых изображений) и метод расшифровки символов.
Основные символы в мандале:
Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.
Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.
Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.
Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.
Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.
Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.
Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.
Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.
Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.
Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.
Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.
Корни – связь с родными, с родной землёй.
Деревья – мироздание, основательность.
Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.
Собака – дружелюбие, преданность.
Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.
Змея – мудрость, хитрость.
Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.
Голубь – счастье, любовь.
Павлин – сила характера, гордость.
Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.
Рыба – уединение, желание справедливости.
Цвета и значения:
- Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться. - Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
- Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
- Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
- Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
- Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
- Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
- Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.
Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.
Диагностика по сочетанию цветов:
- Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
- Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
- Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
- Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
- Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
- Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.
Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение:
- Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
- Контур – ключ взаимодействия с миром.
- Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.
Основы рисования
Метод мандала терапии чаще практикуют в рисовании на бумаге. Это может быть готовая раскраска с множеством замысловатых линий и изгибов.
Для создания рисунка понадобится большой лист белой бумаги, карандаши или краски.
Техника рисования не очень сложна. Главный принцип – рисование в круге.
Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.
Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.
Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Рисование — самый популярный метод арт-терапии.
Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.
Главное — получить огромное удовольствие от самого процесса рисования , когда даже каракули и черкания играют роль исцеления.
Рисунок — это отражение нашего бессознательного Я. Мы переносим свое состояние на лист бумаги, а потом моделируем его с помощью изменения рисунка.
Как внести позитив в свою жизнь при помощи арт-терапии?
Например, как избавиться от страха?
Можно нарисовать свой страх, а потом, посмотрев на результат, сказать, что лично у вас вызывает эти негативные чувства. Изменив рисунок так, чтобы эмоции перешли в позитивное русло, мы изменим отношение к тому, что нас настораживает и страшит.
Вы нарисовали какого-то монстра? Пусть он улыбается — и вы почувствуете, что тень страха постепенно уходит и с вашей души.
А если вы подвергаетесь стрессу на работе? Вы чувствуете несовместимость с начальством. У вас дрожат руки и колени, хочется спрятаться в офисе там, где вас никто не увидит или поглощать тонны конфет — психологи называют это состояние двигательно-моторным возбуждением.
Что делать? Взять в руки средства арт-терапии - яркий фломастер - и позволить своей руке совершать самые что ни на есть хаотические движения на бумаге. Старайтесь выплескивать на бумаге все переполняющие вас эмоции. И скоро заметите, что напряжение уходит и вы снова обретаете способность спокойно жить.
А если у вас депрессия? Достаньте несколько ярких карандашей или мелков и нарисуйте то, что будет вас радовать. При этом можете вспоминать все самое счастливое и светлое, что было в вашей жизни: места, где вам безумно понравилось, праздники, вечеринки, подарки и успехи.
Нарисуйте солнышко, зеленую травку, кота, который греется на солнышке. Затем этот рисунок можно оформить в рамочку и, разглядывая его, «подзаряжаться» в тяжелую минуту.
Выбираем цвета для арт-терапии
Белый цвет
Этот цвет через центральную нервную систему действует на все органы.
В арт-терапии белый цвет:
Гармонизирует все функции организма;
Повышает силу, энергию;
Нормализует деятельность центральной нервной системы;
Положительно влияет на деятельность желез внутренней секреции.
Желтый цвет
Органы, на которые действует желтый цвет: нервы, мозг, лимфатическая система, желчный пузырь, желудок, двенадцатиперстная кишка.
В арт-терапии желтый цвет:
Стимулирует интеллектуальные способности человека;
Оказывает очищающее действие на органы пищеварения, печень и кожу;
Способствует выделению желчи;
Активизирует вегетативную нервную систему;
Восстанавливает запасы минеральных веществ и снижает кислотность в организме.
Оранжевый цвет
Органы, на которые действует оранжевый цвет: селезенка, поджелудочная железа, тонкий кишечник, органы
дыхания, сосуды.
В арт-терапии оранжевый цвет:
Оказывает в целом укрепляющее воздействие на жизнеспособность организма;
Снабжает энергией селезенку и поджелудочную железу;
Укрепляет органы дыхания;
Способствует очищению сосудов;
Повышает аппетит и мышечную силу;
Стимулирует деятельность половых желез;
Омолаживает;
Улучшает настроение, снимает депрессию
Красный цвет
Органы, на которые оказывает действие красный цвет: сердце, артерии и вены (кровь), печень, почки, прямая кишка.
В арт-терапии красный цвет:
Оказывает стимулирующее действие на органы кровообращения;
Повышает содержание гемоглобина в крови и тем самым препятствует возникновению анемии;
Повышает иммунитет;
Устраняет застойные явления;
Способствует выделению тепла;
Регулирует деятельность печени и почек;
Способствует мышечному расслаблению;
Помогает при нарушениях менструального цикла и стимулирует сексуальную активность.
Зеленый цвет
Органы, на которые действует зеленый цвет: нервы, глаза, бронхи, мышцы, кости, сухожилия, ферменты и гормоны.
В арт-терапии зеленый цвет:
Оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические и
противомикробные свойства;
Укрепляет мышцы и ткани;
Оказывает стимулирующее действие на гипофиз;
Благотворно действует на глаза;
Снимает спазм бронхов;
Является прекрасным успокаивающим средством при хронических заболеваниях.
Голубой цвет
Органы, на которые действует голубой цвет: нервы, гортань, область придатков, глаза, уши, нос.
Голубой цвет относится к разряду холодных цветов и оказывает прежде всего успокаивающее действие на нервную систему, приводя человека в состояние внутреннего покоя.
В арт-терапии голубой цвет:
Успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие;
Подавляет воспалительные процессы, оказывает антисептическое и жаропонижающее действие;
Оказывает благотворное влияние при нервных расстройствах, усталости, бессоннице.
Синий цвет
Органы, на которые оказывает влияние синий цвет: органы дыхания, нервная система, щитовидная железа, миндалевидные железы, слепая кишка.
В арт-терапии синий цвет:
Оказывает положительное воздействие на органы дыхания, поэтому особенно эффективен при бронхите, воспалении легких и астме;
Уменьшает воспалительные процессы в слепой кишке (аппендицит) и миндалинах;
Регулирует деятельность щитовидной железы;
Способствует остановке кровотечений, быстрому рубцеванию и заживлению рак;
Оказывает обезболивающее действие при всевозможных болях.
Фиолетовый цвет
Органы, на которые действует фиолетовый цвет: нервы, железы, прежде всего гипофиз, лимфатическая система.
В арт-терапии фиолетовый цвет:
Снижает температуру, уменьшает боли;
Оказывает благоприятное воздействие на человека при напряженном ритме жизни, при бессоннице, мигренях и депрессиях.
Только, покупая карандаши или пастель, обращайте внимание на то, что цвета должны быть чистыми: часто, например, «красный» на самом деле оказывается малиновым.
Арт-терапия - упражнения (практика)
Розовый куст
Почему жизнь вас не радует? Психолог ДЖОН АЛАН разработал тест под названием «Розовый куст». Например, кто-то нарисует пышный куст в шикарном саду — значит, у человека все в порядке, он в буквальном смысле «цветет и пахнет». А кто-то изобразит чахлый, с облетевшими листьями и вялыми бутонами куст на фоне полуразрушенного дома. Значит, у него — подавленное состояние.
Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир.
Нет ничего более индивидуального, чем неожиданный рисунок. «Розовый куст» — это метафора человека, его состояния.
Что с этим делать? На протяжении примерно 2-х недель снова и снова рисуйте куст, представляя, что за ним ухаживают, поливают. На нем появляются листочки, распускаются бутоны. Куст может измениться, а вслед за ним изменитесь и вы!
Рисунок дома — это отображение вашего эго. Есть ли у вашего дома окна, двери, какого они размера и формы, есть ли решетки на окнах и засовы на дверях — все это на бессознательном уровне отражает, насколько вы открыты для мира, как сосуществуете с окружающими. Важно только не преувеличивать свои проблемы.
Готовых ответов нет — психолог не выносит приговор. Вы сами в силах понять почему ваш дом выглядит именно так, что это означает для вас.
Например, если в вашем доме нет двери, то это может свидетельствовать о временном желании уединения, страхе, обиде или боязни общения с людьми.
Границы
У всех есть понятие о границах в общении и личном пространстве. С разными людьми мы их то расширяем, то сужаем так, чтобы нам было комфортно. С коллегами у нас одна дистанция, а с близкими людьми — совсем другая.
Если вы, рисуя, всегда выходите за границы и вам нужен еще один лист, чтобы рисунок «поместился», можно сделать вывод, что вы считаете, что все вертится вокруг вас. Скорее всего, он не дифференцирует «мое — чужое», «я — он». Если рисунок, напротив, очень мал, то ситуация у вас обратная.
Диагностика в арт-терапии:
КВАДРАТ — это фигура, обозначающая полную уверенность в себе.
ТРЕУГОЛЬНИК
— устойчивая фигура, но если он стоит на остром угле, то это уже говорит о том, что человеку не хватает каких-то ресурсов, уверенности.
КРУГ — женская фигура, символизирует материнское чрево. То есть олицетворяет защиту. Во всех фантастических сюжетах герои, которые хотят обезопасить себя, очерчивают вокруг себя эту фигуру.
Что дает арт-терапия?
Вам чего-то не хватает в жизни (активности, уверенности, терпения, жизнелюбия)? Так подарите это себе!
Как часто нас переполняет злость на кого-то, отбирая массу энергии! Вместо того чтобы ругаться, исчеркайте бумагу, постепенно находя и позитивные стороны.
Вы, мягко говоря, «темпераментная женщина», у вас нет больше сервизов для битья? Несколькими цветными карандашами «изливайте» свои чувства, пока не остынете.
ТАЛИСМАН
Вы беспокоитесь о каком-то важном деле? Нарисуйте «позитивный результат» своих желаний (это могут быть и чувства). Разглядывайте его почаще — это ваш талисман!
Вы не уверены, что знаете, куда двигаться дальше? Нарисуйте ваш путь к успеху таким, каким вы его видите. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете прилив энергии.