Что такое миф в искусстве. Мифы древней греции. Имя – источник мифа
Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм - веру в одухотворенность неодушевленной природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий первобытной эпохи. Но греки довольно рано пришли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этом, наделив их непременными и непреходящими качествами - красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном - это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. Великий русский философ Лосев А.Ф. утверждал о ненаучном происхождении мифов: “Научные функции духа слишком отвлеченны, чтобы лежать в основании мифологии. Для мифического сознания нет ровно никакого научного опыта. Его ни в чем нельзя убедить.
Говорят, что постоянство явлений природы должно было с самых ранних пор заставить толковать и объяснять эти явления и что мифы, поэтому, и есть эти попытки объяснения природной закономерности. Но это - чисто априорное представление, которое с одинаковым успехом может быть заменено противоположным. В самом деле, почему, собственно говоря, постоянство тут играет роль и именно такую роль? Раз явления протекают постоянно и неизменно (как смена дня и ночи или времен года), то чему же тут удивляться и что именно тут заставит придумать научно-объяснительный миф? Мифическое сознание скорее, пожалуй, задумается над какими-нибудь редкими, небывалыми, эффектными и единичными явлениями, и скорее дает не их причинное объяснение, но какое-нибудь выразительное и картинное изображение. Постоянство законов природы, таким образом, и наблюдение над ними ровно ничего не говорит ни о сущности, ни о происхождении мифа”.
То, что мы называем «греческой мифологией», - это комплекс преданий и легенд, изустно сложившихся на территории Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западной части Малой Азии и получивших в дальнейшем литературную форму. Таким образом, «греческая мифология» - это культурное наследие не только греков - ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев, но и негреческих племен - пеласгов, тирренов, фракийцев, карийцев, лидийцев, минойцев, а также финикийцев, колонизировавших ряд Эгейских островов. Отсюда необычайное разнообразие образов, равно как и широта географического ареала действия греческих мифов. Странствия греческих богов и героев, постоянно перемещавшихся из одного места в другое - из Крита в Карию, из Ликии в Пелопоннес, из Пелопоннеса во Фракию, отражают не столько подвижность населения, уже знакомого с мореплаванием, сколько сложный характер формирования мифов. Почитание одного и того же сходного по функции бога или героя в разных, зачастую далеко отстоящих друг от друга местах творцам мифов легче всего было объяснить тем, что сам бог или герой посетил все места своего почитания. Так появились мифы о скитаниях Диониса, Ио, Европы. Подвиги Геракла, охватившие едва ли не весь обитаемый мир, отражают как колонизационные процессы (критскую, микенскую, финикийскую, великую греческую колонизации), так и слияние аргосского бога-героя Геракла с множеством других греческих и негреческих мифологических персонажей.
Грек чувствовал вокруг себя разнообразное и мощное жизни тайных сил. Деревья растут, словно каким-то чудом, и тихое шуршание листьев - это их язык; реки текут в неведомую даль, и их воды - животворные для удобрения почвы; огонь рождается, пожирает свою пищу и умирает; ветер несется более горами, зловеще завывая, - отовсюду выступают непостижимые силы, перед которыми первобытный человек склоняется и дрожит. Стремясь познать их и завязать с ними дружеские отношения, она называет их именами и, наконец, окружает себя множеством богов. Убогому греческое село имело свое божество, которого часто не знали в соседнем поселении. Каждое явление, почти каждое занятие имели своего покровителя. Имена этих идолов специального назначения части забылись, когда в Греции утвердились олимпийские боги, которые взяли на себя, их функции и атрибуты. В древней религии было множество злых духов, нечистой силы, которые вредили человеку в повседневной жизни. От них пытались защититься всевозможными магическими средствами: переодеванием, танцами, громкой музыкой.
Но были так же и прекрасные боги и богини: Персефона (богиня плодородия и царства мёртвых), Рея (мать олимпийских богов), Гея (богиня земли), Афродита (богиня любви). Артемида (всегда юная богиня охоты), Гера (покровительница браков), Илифия (родовспомогательница). Гелиос (бог солнца), Посейдон (бог морей), Гефест (бог огня).
"Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой. Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь".
В древнегреческой мифологии сирены - сверхъестественные демонические существа, полу - женщины, полу - птицы. Они были дочерьми музы Терпсихоры и речного бога Ахелоя. От отца сирены унаследовали вольный, дикий нрав, а от матери - чарующий, божественный голос.
Изначально сирены были прекрасными девами. Согласно одному из преданий, они были превращены в птиц Афродитой, которая разгневалась на них за их гордыню и высокомерие. Другое предание гласит, что сирены так возгордились своим пением, что вызвали на состязание муз, за что и были наказаны.
Еще одна версия говорит о том, что сирены первоначально были нимфами в окружении прекрасной богини Персефоны. Когда богиню похитил Аид, разъяренная богиня плодородия Деметра обратила сирен в птиц. И, наконец, согласно последней версии легенд сирены сами захотели обернуться птицами, чтобы найти Персефону, но люди не захотели им помочь, и тогда они поселились на безлюдном острове и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосое пение сирен манило моряков к опасному острову, где корабли разбивались о скалы.
- 4. Мифологические сюжеты в искусстве
- 1. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний, из широкого килика пили вино. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера.
- 2. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали кратер мастеров Клития и Эрготима "Ваза Франсуа", ок. 560 г. до н.э., Флоренция, археологический музей. Прославленным живописцем середины 6 века до н.э. был Эксекий. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н.э.) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначением и формой сосуда.
- 3. Для Петра I знание мифологии означало приобщение к одной из сторон западной цивилизации, и он не только сам овладевал этими знаниями, но и со свойственной ему энергией проводил в жизнь.
Первые приобретения. «Церера» и «Флора» Зимой 1707--1708 гг., появились первые статуи и бюсты в Летнем саду. Современники едины и том, что они были привезены из Польши. Однако, скорее всего, под Польшей здесь подразумевалась нынешняя Западная Украина, где находился весной 1707 г. сам Петр Великий. Известно, что отсюда в начале мая он отправлял в Петербург картины, мог тогда же привести и произведения пластики. Из первой коллекции скульптуры Летнего сада большинство статуй не дошло до нашего времени. Тем не менее сюжеты их не вызывают сомнений. Вероятно, это была серия скульптур античных богов, олицетворяющих времена года. «Церера» и, возможно, «Флора» до сих пор украшают Летний сад.
Флора (Генрих Мейринг) -- италийская богиня цветов, в Новейшее время обычно рассматривалась также как олицетворение весны. Она изображена в длинной рубашке, в руках и подоле у нее цветы, на голове -- венок из роз. Парная статуя, изображавшая бога западного ветра Зефира, возлюбленного Флоры, утрачена. Скульптор Генрих Мейринг (1628--1723), по-видимому, происходил из Рейнской области. С конца 1670-х гг. и до смерти работал в Венеции и ее окрестностях, причем на рубеже XVII--XVIII вв. считался едва ли не самым уважаемым среди местных ваятелей. «Флора» -- последнее произведение старого мастера, отмеченное печатью усталости. Характерно, что он повторяет здесь композицию своей более ранней статуи «Флоры», ранее хранившейся на вилле Дзагури в Альтикьеро (близ Падуи, Италия).
Мифы и легенды народов мира. Т. 1. Древняя Греция Немировский Александр Иосифович
Миф в изобразительном искусстве
Миф как слово (таково значение греческого «mythos») рождался вместе с живописью на стенах палеолитических пещер вместе с пением и пляской их обитателей как часть ритуала. Развитие греческого мифа происходит в иных условиях – пещеры давно сменились хижинами, домами, дворцами и храмами, каменные орудия – металлическими, вместо пальцев художники стали пользоваться кистью, резцу стали доступны даже твердые породы камня, посуда, изготавливаемая с помощью гончарного круга, была не только прочной, но и совершенной по форме.
Миф дает темы для керамики, подчас используемой в погребальных обрядах. Современниками Гомера были огромные сосуды, украшенные росписями геометрического стиля, некоторые исследователи находили несоответствие между высокой техникой стихосложения Гомера и «примитивизмом» геометрических росписей. Однако это не примитивизм, а символизм, далекий от примитивной иллюстрации мифологического сюжета. Вспомним, что и Гомер был не простым пересказчиком, а преобразователем мифов.
На аттическом кратере VIII в. до н. э. изображен сорокавесельный корабль с сидящими в два ряда фигурками гребцов и находящимися вне корабля двумя фигурами мужчины и женщины, чей рост более чем впятеро превышает фигурки сидящих. Рисунок назван первыми исследователями «Восхождение на корабль». Но на корабле для этих великанов не оставлено места. Не была ли эта амфора приношением на кенотаф, поставленный морякам потонувшего корабля? В этом случае большие фигуры – это скорбящие боги.
К первой четверти VII в. до н. э. относится самый крупный сосуд геометрического стиля, подписанный именами Клития и Эрготима, названный «царицей ваз» или, по имени открывателя, – вазой Франсуа. Он представляет собой энциклопедию греческой мифологии. В шести поясах изображений представлены Калидонская охота, игры в честь Патрокла, погоня Ахилла за Троилом, битва пигмеев с журавлями и многие другие сюжеты.
Ваза Франсуа, созданная греческими художниками, найдена в этрусской монументальной гробнице. В Этрурии греческий миф обрел для себя благоприятную почву. Независимо от того, кто был художником – грек-переселенец или коренной этруск, трактовка одного и того же мифа в Этрурии и в собственно Греции отличается не столько тем, что греческие имена передавались соответствующими им этрусскими, а особой направленностью, учитывающей среду, в которой изображения должны были иметь хождение, настроение общества в целом и отдельных его прослоек – аристократии, простонародья, а также локальные пристрастия к тем или иным героям.
В V-IV вв. до н. э., когда в Греции существовали различные художественные типы расписной керамики, миф широко проникает в греческий быт. Изображаемые на стенках сосудов боги и герои становятся участниками греческих застолий и излюбленной игры в коттаб. Вместе с питьем и пищей обогащались зрение, воображение, дух. Грек узнавал своих богов и героев «в лицо» и привыкал к их новому для него реалистическому облику.
В это же время на сюжеты греческих мифов были написаны монументальные картины Полигнотом, Паррасием, Апеллесом и многими другими художниками, выставлявшиеся на обозрение в публичных местах. Ни одно из этих произведений не сохранилось. Но до нас дошли их детальные описания в труде Павсания «Описание Эллады» и книге Филострата «Картины», позволяющие нам представить себе не только мастерство и манеру художников, но и различные варианты мифов. Монументальная живопись оказала влияние на изображения мифологических сюжетов на вазах.
Созданием новой полисной эпохи стал храм, мыслимый местом обитания божества и космосом в миниатюре. Его колонны, первоначально деревянные, виделись множеством богинь и богов наподобие нимф, куретов, корибантов. Да и статуи богов сохраняли долгое время колоннообразную форму. Треугольник, образуемый крайними бревнами кровли, фронтон, стал использоваться для выражения средствами искусства тех или иных мифологических идей и мотивов. На фронтоне храма Артемиды на Керкире изображена Горгона в окружении меньшего размера пантер. Своим отталкивающим обликом она была призвана отпугивать от жилища богов смерть и всякое зло. Фронтоны и метопы архаических храмов украшались изображениями эпизодов греческих мифов – похищение Диоскурами быка, гигантомахией, подвигами Геракла и Тесея и т. д. В самом храме выделили место для статуарных изображений обитавших в них божеств. Во второй половине V в. до н. э. появились грандиозные камни из мрамора, золота и слоновой кости, создающие величественный облик Зевса, Афины и других олимпийских богов, сопоставимый по силе воздействия на верующих с произведениями Гомера.
Колоссален изобразительный фонд греческой мифологии. Это культовые статуи и статуэтки, служившие приношениями (вотивами), мифологические сцены, воспроизведенные на фризах и фронтонах храмов, сосудах, погребальных стелах, мозаиках, фресках, зеркалах, резных камнях (геммах), монетах и множестве предметов художественного ремесла. Мифология на протяжении многовековой истории античного мира давала искусству идеи, темы, образы, независимо от того, верили или не верили в богов, примитивным или развитым было общество.
Разумеется, художники, скульпторы, граверы, создававшие произведения на мифологические темы, испытывали влияние классических мифологических текстов. Но в том случае, если они создавали не предметы античного «ширпотреба», а работали на храмы, на дворцы, общественные здания, на богатых заказчиков, то давали мифам свою трактовку. Они создавали великие творения, соперничавшие с литературными произведениями на мифологические темы.
Отсюда возникает ряд сложных проблем при использовании произведений искусства как источника изучения мифов. Очень трудно сказать, объясняются ли расхождения между произведениями искусства на мифологические темы и литературными изложениями мифов фантазией художника, вольностью его подхода к своим задачам, недостаточной осведомленностью или пользованием не дошедшим до нас вариантом мифа. В каждом отдельном случае современному искусствоведению приходится отвечать на эти вопросы. Ответы эти, в свою очередь, зависят от принадлежности исследователей к тем или иным школам, от их подготовки.
Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто5. Трактаты об искусстве Эстетика пропорциональности принимала все более сложные формы; мы обнаруживаем ее, в частности, в живописи. Все трактаты об изобразительном искусстве, от византийских текстов афонских монахов до Трактата Ченнино Ченнини (XV в.), свидетельствуют о
Из книги Проект Россия. Выбор пути автора Автор неизвестенГлава 11 Об искусстве У каждого народа своя культура, что показывает ее связь с биологическими особенностями нации. Энергия народа концентрировалась в религиозных произведениях искусства. Сравните, например, западноевропейскую иконопись и славянскую. Для Запада главная
Из книги Третий рейх. Зарождение империи. 1920-1933 автора Эванс Ричард ДжонЧистки в искусстве IХолодные ветра антисемитизма, антилиберализма и антимарксизма вместе с гнетущим моральным осуждением «декадентства» завывали и в других областях немецкой культуры первые шесть месяцев 1933 г. Киноиндустрию оказалось относительно легко
Из книги Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер автора Буторов Алексей ВячеславовичГлава 5 «Жизнь в искусстве» Мои богини! Что вы? Где вы? Внемлите мой печальный глас: Все те же ль вы? Другие ль девы, Сменив, не заменили вас? Услышу ль вновь я ваши хоры? Узрю ли Русской Терпсихоры Душой исполненный полет? А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Глава 1 стих XIX Чем
Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс ПитерОб искусстве коррупции Выше мы чуть-чуть затронули тему коррупции, но теперь поговорим подробнее, потому что тема эта стара, как мир. Сегодня мы относимся к коррупции гораздо строже, нежели древние греки и римляне. Древние вообще не относились к коррупции как к великому
Из книги 47 принципов древних самураев, или Кодекс руководителя автора Шминке ДонОб искусстве управления Младший руководитель должен найти себе подходящего преподавателя или наставника, чтобы изучить искусство управления. Обучение должно гарантировать, что он будет знать все, что известно об этом предмете. Кто-то может сказать, что это ни к чему
Из книги История Персидской империи автора Олмстед АльбертНовые достижения в искусстве Если мы можем доверять монетам, которые ему приписывают, Артаксеркс не был настоящим Ахеменидом. В противоположность красивому прямому носу своих отца и деда его нос был коротким и изогнутым. Черты его лица были грубыми, борода - жесткая. В
Из книги Жизнь Ленина автора Фишер Луис39. ЛЕНИН О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ В 1918 году в России не было автоматических телефонных станций. Закрытая телефонная сеть - так называемый «кремлевский коммутатор», именуемый в просторечии «вертушкой», - была проведена в 1919 году, чтобы дать возможность двумстам
Из книги Исследование истории. Том II [Цивилизации во времени и пространстве] автора Тойнби Арнольд Джозефб) Вульгарность и варварство в искусстве Если мы перейдем от более общей сферы манер и обычаев к узкой сфере искусства, то обнаружим, что чувство промискуитета выдает себя снова и здесь, выражаясь в альтернативных формах вульгарности и варварства. В той или иной из этих
Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии] автора Хендерсон ИзабельЭКЛЕКТИЗМ В ПИКТСКОМ ИСКУССТВЕ Перед тем как перейти к рассмотрению христианской иконографии на камнях класса II, необходимо обратить внимание на характерную особенность трактовки христианских мотивов у пиктских художников. Чем больше изучаешь камни класса II и III, тем
Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич Из книги Юсуповы. Невероятная история автора Блейк СараГлава 9 «Жизнь в искусстве…» Можно сказать, что князю удалось прожить не одну, а несколько жизней. Он был аристократом, вельможей императрицы, богачом, государственным сановником, прекрасным экономистом. Однако самая счастливая и продолжительная была Юсуповская «жизнь в
Из книги Нерон автора Сизек ЭженВ искусстве - наша жизнь! Несмотря на экстравагантность, Нерон был человеком культуры. Познания он черпал у других, но стремился также оставить в ней и свой след. В противоположность другим цезарям он никогда не был хорошим оратором. Тацит это подчеркивает: «С ранних лет
Из книги Русский Сан-Франциско автора Хисамутдинов Амир Александрович Муниципальное общеобразовательное учреждениелицей № 102 города Челябинска
Мифы о героях Древней Греции в произведениях искусства
Любченко Владислав, 5 г класс
МОУ лицей №102 г. Челябинска
Научный руководители:
Любецкая Т.И., учитель высшей категории
МОУ лицея № 102 г. Челябинска
Челябинск
Введение
1.Мифы Древней Греции
1.1 Первые записанные произведения-поэмы Гомера
2.Мифы Древней Греции в произведениях искусства
2.1 Скульптура
2.2 Архитектура
2.3 Вазовая живопись
2.4 Живопись от эпохи Возрождения
2.5 Киноискусство
3. Мифы и современность
3.1 Выражения, происходящие из сюжетов древней мифологии
в современной речи.
3.2 Характеры богов и героев древнегреческих мифов в современных людях
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Данная тема лично мне очень интересна прежде всего тем, что культура и искусство Древней Греции всегда привлекали внимание людей, для которых они были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством, стараясь постичь сущность эллинских памятников.
Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.
Цель работы - выяснить, как мифы о героях Древней Греции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Изучить мифы и легенды Древней Греции.
Отобрать произведения искусства разных периодов истории человечества, в которых нашли воплощение мифы и легенды Древней Греции о героях.
Выделить те качества мифологических героев, на которые могли равняться и современные люди.
«...боги Греции не что иное,
как образы идеального человека,
обожествление человека».
В. Г. Белинский
У каждого народа есть свои истории, в которых рассказывается о происхождении Вселенной, о появлении первого человека, о богах и славных героях, совершавших подвиги во имя добра и справедливости. Подобные легенды возникли в глубокой Древности. В них отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным и непонятным. Во всем окружавшем его - в смене дня и ночи, раскатах грома, бурях на море -человеку виделись проявления каких-то Неведомых и страшных сил - добрых или злых, в зависимости от того, какое влияние они оказывали на его повседневную жизнь и деятельность. Постепенно неясные представления о явлениях природы оформились в четкую систему верований. Пытаясь объяснить то, что было непонятно, человек одушевлял окружавшую его природу, наделив ее конкретными человеческими чертами. Так был создан невидимый мир богов и героев, где взаимоотношения были такими же, как и между людьми на земле. С каждым конкретным богом связывалось то или иное явление природы, например гром или буря. Человеческая фантазия олицетворяла в образах богов не только силы природы, но и отвлеченные понятия. Так возникли представления о богах любви, войны, справедливости, раздора и обмана и героях, которые помогали людям. Произведения, придуманные в Древней Греции, отличались особым богатством художественной фантазии. Они и были названы мифами (греческое слово «миф» означает рассказ), а от них это название распространилось на такие же произведения других народов. «Будучи изначальной формой мышления человека, миф является генетической основой языка, научных знаний, философии и искусства. Если сравнить определение мифа в разных научных школах, то можно прийти к выводу о том, что мифом проникнуты все сферы не только древнего, но и современного человека. Например: Миф – это сказка, небылица (обыденная практика); аллегоря (античные мыслители); выражение чувств и страстей свободного человека (гуманисты Возрождения); искажённая невежеством картина мира (Просвещение); механизм поддержания традиций, морали, правил поведения, социальных институтов (Б.Малиновский); продукт фантазии, лежащий в основании сновидений (З.Фрейд); база формирования языка (лингвистическая школа – А.А. Потебня и др.); источник волшебной сказки (В.Я.Пропп) и литературы (М.М.Бахтин); ..сама жизнь. Жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность и телесная…реальность (А.Ф.Лосев); основа массового сознания, стереотипы политической идеологии и социальной психологии (социальная антропология, культурология, политология)» 1
1 Е.С.Медкова Миф и культура – М.:Просвещние, с.16
1.1 Первые записанные произведения - поэмы Гомера.
Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э (Приложение №1)
В разных странах безымянные народные певцы составляли рассказы о знаменательных событиях, о подвигах и деяниях вождей и придуманных ими героев. Произведения передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Проходили века, воспоминания о прошлом становились все более смутными, и реальность все больше уступала место фантазии.
Выбор вершины Олимпа как местопребывания богов объясняется тем, что древние греки считали эту гору самой высокой на свете, а так как они не могли себе представить богов вечно парящими в небесной высоте, то они и избрали эту гору, вершина которой, покрытая вечными снегами и окруженная облаками, казалась им недоступной. Вера в этот миф была поколеблена математиком Ксенагором, давшим в точных и определенных цифрах размеры этой горы. По небесному своду был проложен путь (Млечный Путь), по которому боги отправлялись на Олимп для торжественных собраний. Эти божественные собрания воспевались на разные лады поэтами.
Долгое время считалось, что подобные произведения - фантастический вымысел, но оказалось, что это не совсем так. В результате археологических раскопок была найдена Троя, причем именно в том месте, о котором говорилось в мифах. Раскопки подтвердили, что город несколько раз разрушали враги.
Несколько лет спустя, были раскопаны развалины огромного дворца на острове Крит, о котором также рассказывалось в мифах. Так соединились вместе истории о явлениях природы и богах, управляющих этими силами, и рассказы о реальных героях, живших в далекие времена. Древние легенды стали мифами. Их образы продолжают жить и сегодня, в произведениях живописи, литературы и музыки. Хотя образы мифических героев и пришли из далекого прошлого, их истории продолжают волновать людей и в наше время.
2.Мифы Древней Греции в произведениях искусства.
«Искусство начинается мифологией, ею живёт и ею творит»
В.Н.Топоров
2.1 Скульптура.
Мастера Древней Греции и Древнего Рима воплотили в своих произведениях многие сюжеты мифов и легенд, олицетворили и оживили богов и героев мифов в скульптуре и живописи. В первоначальную эпоху появления мифов изображения богов в Греции не были портретами богов, а только их символами, причем голове старались придать характерные для каждого бога черты или поворот, руки держали множество атрибутов, часто благодаря слишком большому количеству этих атрибутов изображения становились страшными или комическими. (Приложение №2.)С изображениями богов и героев мифов в Греции обращались, как с людьми: мыли их, умащивали душистыми маслами и мазями, одевали и украшали драгоценностями. С течением времени искусства усовершенствовались, и мастера Греции уже всегда придают своим богам человеческие формы, «потому что, - как говорит Фидий (скульптор и архитектор Древней Греции), - мы не знали ничего совершеннее человеческих форм». В этот период в Греции статуи богов и героев мифов становятся настоящими произведениями искусства, бессмертными шедеврами. Масса путешественников начинает посещать храмы Греции, движимая уже не одной только набожностью, но и желанием полюбоваться этими прекрасными изображениями, выражающими наяву сюжеты, описанные в мифах. Так, например, Венера Праксителя в Книде привлекала всех любителей искусства и поклонников чистой красоты в Греции. (Приложение №3.) Её образ являлся эталоном красоты у многих женщин в разные исторические эпохи.
В 1540 г. в термах Каракаллы была найдена скульптура, известная сегодня как Геракл Фарнезе (по имени бывшего владельца). Она изображает Геракла, опирающегося на палицу. Автор этого произведения – афинский скульптор Гликон (I в. до н.э.) и, возможно, представляет собой копию оригинала работы Лисиппа (конец IV в. до н.э.). Мужчина в цвете лет, с атлетическими формами, с сильно развитой мускулатурой, небольшою головою, покрытою курчавыми короткими волосами, с сильно выдающейся нижней частью лба, с широкой, но короткой шеей. Самыми замечательными статуями этого типа считаются античная статуя «Отдыхающий Геркулес» и статуя, известная под названием «Геркулес Фарнезский». Одной из самых впечатляющих современных композиций является «Стреляющий Геракл» Бурделя (1909). Ни один герой мифологии не пользовался такой популярностью в искусстве, как Геракл (Геркулес).
2.2 Вазовая живопись.
В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде - это носитель искусства эллинов, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре. Много сюжетов о Геракле можно увидеть на античных вазах: «Деянира призывает Геркулеса на помощь», «Геркулес в саду Гесперид», подвиги Геракла.Амфора, на которой изображён «Геракл, выводящий Кербера из подземного мира», хранится в Московском музее им. А.С.Пушкина. Герой показан склонённым к двуглавому псу Керберу, стражу подземного мира, с вьющимися над его лбом змеями. Кербер чувствует силу героя и готов смириться со своей участью. Сзади стоит Гермес, бог-проводник.(Приложение №8, приложение №9)
2.3. Архитектура
Время не пощадило архитектуру древних греков. Сохранилось всего несколько руин. Но и по этим руинам, полным непередаваемой красоты и величия, можно судить об искусстве древнегреческих зодчих. Правда, это исключительно храмы, театры и другие общественные здания. Жилой дом греки не считали предметом искусства. Они презирали роскошь в одежде и домашней обстановке. Их белые, крытые черепицей дома были очень скромны и даже не имели окон на улицу. Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно посмотреть па храм Посейдона в Пестуме (начало V в. до н. э.), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих приземистых колонн с нависшими тяжелыми капителям и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.
Со временем пропорции меняются: колонны становятся более стройными, расстояние между ними увеличивается, а капители и балки уменьшаются. От этого архитектура приобретает большую легкость и приветливость, здания как бы наполняются светом и воздухом. Вершина греческой архитектуры - Парфенон - храм богини Афины Парфенос (Девы), построенный в V в. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов. (Приложение №4).О нем даже сложили поговорку: «Если ты не был в Афинах - ты верблюд, если был и не восхитился - осел». Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города - Акрополе. Его беломраморный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост - мраморный четырехугольник, окруженный невысокими дорическими колоннами, которые почти вдвое ниже колонн московского Большого театра. И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичности гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек, приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе.
Фасад Колеонской церкви в Пергаме наряду со сценами из Ветхого Завета украшают и лепные изображения подвигов Геракла.
На кафедре Пизанского собора изображение Геракла олицетворяет силу христианского духа.
2.4 Живопись от эпохи Возрождения.
Уже начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали черпать вдохновение для своих творений из сюжетов древних греков и римлян. Неискушенный посетитель художественного музея оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья Икару”),(Приложение №5) К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”), И. Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю”), “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта. Образ Одиссея – один из любимейших в изобразительном искусстве, особенно во времена Возрождения. Рубенс, Йорданс, Тибальди, Караччи, позже Тёрнер и Серов оставили замечательные интерпретации этого героя. Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни. Полотна кисти Караччи, Веронезе и Пуссена посвящены теме «Выбор Геркулеса»
Читая стихотворения А.С. Пушкина (особенно ранние) и не зная мифологических образов, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл, вложенный в произведение. То же можно сказать и о стихах Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, баснях И.А. Крылова и других гениев. Петрарка создал художественный образ Геракла, размышляющего над выбором жизненного пути.
2.5 Киноискусство
Греческой мифологией люди интересуются уже на протяжении 2 000 лет. Многие кинорежиссеры использовали в своих произведениях мифы и легенды Древней Греции. В кинофильмах мы имеем наглядную возможность наслаждаться историями Геракла, Одиссея, Ясона и аргонавтов, пересказанных для современников с помощью актеров и компьютерной графики. Режиссеры фильмов не только рассказывают о самих мифах, они пытаются заглянуть глубже, чтобы обнаружить новые интригующие для современников темы. Геракл живёт с людьми, помогает людям и тем нравится многим зрителям разных возрастов.
Студия ВВС: «Древняя Греция. Герои мифов и легенд», предоставляют нам возможность увидеть подвиги Одиссея и то, как он разрывается между славой великого воина и счастьем домашнего очага.
Последние два фильма 2010 года с использование мифологических сюжетов «Перси Джексон и похититель молний», «Битва Титанов» Главный персонаж «Перси Джексона…» - мальчик, узнавший, что его род берет начало от греческого бога. В сопровождении сатира и дочери Афины он отправляется в опасное путешествие, чтобы примирить богов. На протяжении всего фильма храбреца пытается остановить целый сонм мифологических врагов. Его также ждет встреча с отцом и оракулом, предсказывающим предательство друга.(Приложение №10)
В фильме «Битва Титанов» - Персей, сын бога, воспитанный человеком, не смог защитить свою семью от Аида, мстительного повелителя подземного мира. Теперь ему уже нечего терять, и он добровольно соглашается возглавить опасную миссию, чтобы одержать победу над Аидом до того, как тот отберет власть у Зевса и выпустит демонов подземного царства на Землю. Возглавляя отряд бесстрашных воинов, Персей отправляется в рискованное путешествие по лабиринту запретных миров. Чтобы победить в свирепой схватке с жуткими демонами и злобными чудовищами, противостоять злому року и стать хозяином своей судьбы, он должен осознать и принять свою божественную силу.(Приложение№11) Ведь такие качества человека как смелость, храбрость, умение преодолевать трудности нам так необходимы и в наше время.
3. Мифы и современность.
3.1 Выражения, происходящие из сюжетов древней мифологии в современной речи.
В повседневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как “Авгиевы конюшни”, “Эдипов комплекс”, “Ахиллесова пята”, “Кануло в лету”, “Содом и Гоморра”, “Все в Тартарары”, “Взгляд Горгоны”, “Геростратова слава” и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них:
“Ахиллесова пята” – пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда “ахиллесова пята” – уязвимое, слабое место;
“Кануло в Лету” – в подземном царстве Аида струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Это выражение означает – забыть навсегда;
“Все в Тартарары” – мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Все что ни сделано, все напрасно;
“Геростратова слава” – слава о Герострате, который, желая прославиться, сжег храм Артемиды в Эфесе, означает память о злодеянии;
“Танталовы муки” – Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида. Там он несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение “Танталовы муки” означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.
“Дойти до Геркулесовых столбов” – столпы (столбы) Геракла или Геркулесовы столпы (столбы) – древнее название двух скал на противоположных берегах Гибралтарского пролива (современные Гибралтар и Суета). Геракл обозначил ими предел своих странствий до Океана, и в переносном смысле “дойти до Геркулесовых столбов” означает “дойти до предела”;
“Нить Ариадны ” – Перед предстоящим боем с Минотавром в лабиринте, Ариадна дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец клубка перед входом в пещеру и только так смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение “нить Ариадны”, “путеводная нить”;
“Сизифов труд” – за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание в загробной жизни. “Он вынужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие – и окончен будет труд Сизифа, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы.” Это выражение стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы.
Мы, порой говорим о титанических усилиях и гигантских размерах, о паническом страхе, об олимпийском спокойствии или о гомерическом. К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке, опираясь на мифологию.
3.2 Характеры богов и героев древнегреческих мифов в современных людях.
В детстве мифы и легенды древних времен далекой Греции, где всегда светит солнце и зреет виноград, воспринимаются как увлекательные сказки, и долгое, полное приключений странствие Одиссея читается на одном дыхании. Воспоминания о волшебном мире богов и героев не покидают нас уже никогда. Античная красота поражает воображение.
Детям от рождения свойственны те или иные личностные черты – энергичность, упрямство, миролюбие, любознательность, склонность к одиночеству, потребность в компании. У разных мальчиков различные физические задатки, нрав и отношение к внешнему миру. Новорожденный, который зычным криком сразу же заявляет миру о своем праве требовать все и немедленно, а к двум годам, не раздумывая, активно включается в любую деятельность, очень отличается от добродушного сговорчивого карапуза, который с самого младенчества кажется воплощением благоразумия. Они отличаются друг от друга так же, как буйный, склонный к физической деятельности Арес и уравновешенный дружелюбный Гермес.
Очень хорошо отражены характеристики этого архетипа в символизирующем Зевса орле: паря высоко над землей, орел обладает широким кругозором.
Во все времена детям хотелось быть похожими на сильных, смелых, красивых и умных мифологических героев. Благодаря своей выносливости, смелости и готовности служить людям, Геракл был идеалом для стоиков. Он выбрал трудный путь – служению людям. Подвиги Геракла идут от чистоты физической (очистка конюшен) к чистоте духовной (от соблазнов, искушений).
Одиссей привлекает своей изобретательностью, находчивостью, любознательностью. Его тяга к путешествиям и странствиям свойственна многим молодым людям. Прометей, подаривший людям огонь.
Заключение
Древняя Греция внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации.
Проходят тысячелетия, а человечество проживает все в тех же политических системах, которые впервые появились в Древней Греции. Ученые используют законы, впервые сформулированные древними греками. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. А современный театр снова и снова открывает зрителям XXI века глаза на вечные проблемы, о которых размышляли как древнегреческие драматурги, так и философы.
Мы, современные люди, учимся на мифах Древней Греции быть похожими на сильных, стойких, ловких и выносливых героях и богах. Пытаемся достичь высот в творческой деятельности. Пытаемся развивать в себе тот дар, которым, как полагали древние греки, наделили человека боги, чтобы мир стал светлее, чище и лучше.
Список литературы
Н.А.Кун "Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима", -М.: Правда, 1988
Мифы и легенды Древней Греции/ Сост. А. И. Немировский
http://volk77.narod.ru/divan/ziviliz/grezija.html
http://www.ckazka.com/myth/grec/grec.html
Миф как слово (таково значение греческого «mythos») рождался вместе с живописью на стенах палеолитических пещер вместе с пением и пляской их обитателей как часть ритуала. Развитие греческого мифа происходит в иных условиях – пещеры давно сменились хижинами, домами, дворцами и храмами, каменные орудия – металлическими, вместо пальцев художники стали пользоваться кистью, резцу стали доступны даже твердые породы камня, посуда, изготавливаемая с помощью гончарного круга, была не только прочной, но и совершенной по форме.
Миф дает темы для керамики, подчас используемой в погребальных обрядах. Современниками Гомера были огромные сосуды, украшенные росписями геометрического стиля, некоторые исследователи находили несоответствие между высокой техникой стихосложения Гомера и «примитивизмом» геометрических росписей. Однако это не примитивизм, а символизм, далекий от примитивной иллюстрации мифологического сюжета. Вспомним, что и Гомер был не простым пересказчиком, а преобразователем мифов.
На аттическом кратере VIII в. до н. э. изображен сорокавесельный корабль с сидящими в два ряда фигурками гребцов и находящимися вне корабля двумя фигурами мужчины и женщины, чей рост более чем впятеро превышает фигурки сидящих. Рисунок назван первыми исследователями «Восхождение на корабль». Но на корабле для этих великанов не оставлено места. Не была ли эта амфора приношением на кенотаф, поставленный морякам потонувшего корабля? В этом случае большие фигуры – это скорбящие боги.
К первой четверти VII в. до н. э. относится самый крупный сосуд геометрического стиля, подписанный именами Клития и Эрготима, названный «царицей ваз» или, по имени открывателя, – вазой Франсуа. Он представляет собой энциклопедию греческой мифологии. В шести поясах изображений представлены Калидонская охота, игры в честь Патрокла, погоня Ахилла за Троилом, битва пигмеев с журавлями и многие другие сюжеты.
Ваза Франсуа, созданная греческими художниками, найдена в этрусской монументальной гробнице. В Этрурии греческий миф обрел для себя благоприятную почву. Независимо от того, кто был художником – грек-переселенец или коренной этруск, трактовка одного и того же мифа в Этрурии и в собственно Греции отличается не столько тем, что греческие имена передавались соответствующими им этрусскими, а особой направленностью, учитывающей среду, в которой изображения должны были иметь хождение, настроение общества в целом и отдельных его прослоек – аристократии, простонародья, а также локальные пристрастия к тем или иным героям.
В V-IV вв. до н. э., когда в Греции существовали различные художественные типы расписной керамики, миф широко проникает в греческий быт. Изображаемые на стенках сосудов боги и герои становятся участниками греческих застолий и излюбленной игры в коттаб. Вместе с питьем и пищей обогащались зрение, воображение, дух. Грек узнавал своих богов и героев «в лицо» и привыкал к их новому для него реалистическому облику.
В это же время на сюжеты греческих мифов были написаны монументальные картины Полигнотом, Паррасием, Апеллесом и многими другими художниками, выставлявшиеся на обозрение в публичных местах. Ни одно из этих произведений не сохранилось. Но до нас дошли их детальные описания в труде Павсания «Описание Эллады» и книге Филострата «Картины», позволяющие нам представить себе не только мастерство и манеру художников, но и различные варианты мифов. Монументальная живопись оказала влияние на изображения мифологических сюжетов на вазах.
Созданием новой полисной эпохи стал храм, мыслимый местом обитания божества и космосом в миниатюре. Его колонны, первоначально деревянные, виделись множеством богинь и богов наподобие нимф, куретов, корибантов. Да и статуи богов сохраняли долгое время колоннообразную форму. Треугольник, образуемый крайними бревнами кровли, фронтон, стал использоваться для выражения средствами искусства тех или иных мифологических идей и мотивов. На фронтоне храма Артемиды на Керкире изображена Горгона в окружении меньшего размера пантер. Своим отталкивающим обликом она была призвана отпугивать от жилища богов смерть и всякое зло. Фронтоны и метопы архаических храмов украшались изображениями эпизодов греческих мифов – похищение Диоскурами быка, гигантомахией, подвигами Геракла и Тесея и т. д. В самом храме выделили место для статуарных изображений обитавших в них божеств. Во второй половине V в. до н. э. появились грандиозные камни из мрамора, золота и слоновой кости, создающие величественный облик Зевса, Афины и других олимпийских богов, сопоставимый по силе воздействия на верующих с произведениями Гомера.
Колоссален изобразительный фонд греческой мифологии. Это культовые статуи и статуэтки, служившие приношениями (вотивами), мифологические сцены, воспроизведенные на фризах и фронтонах храмов, сосудах, погребальных стелах, мозаиках, фресках, зеркалах, резных камнях (геммах), монетах и множестве предметов художественного ремесла. Мифология на протяжении многовековой истории античного мира давала искусству идеи, темы, образы, независимо от того, верили или не верили в богов, примитивным или развитым было общество.
Разумеется, художники, скульпторы, граверы, создававшие произведения на мифологические темы, испытывали влияние классических мифологических текстов. Но в том случае, если они создавали не предметы античного «ширпотреба», а работали на храмы, на дворцы, общественные здания, на богатых заказчиков, то давали мифам свою трактовку. Они создавали великие творения, соперничавшие с литературными произведениями на мифологические темы.
Отсюда возникает ряд сложных проблем при использовании произведений искусства как источника изучения мифов. Очень трудно сказать, объясняются ли расхождения между произведениями искусства на мифологические темы и литературными изложениями мифов фантазией художника, вольностью его подхода к своим задачам, недостаточной осведомленностью или пользованием не дошедшим до нас вариантом мифа. В каждом отдельном случае современному искусствоведению приходится отвечать на эти вопросы. Ответы эти, в свою очередь, зависят от принадлежности исследователей к тем или иным школам, от их подготовки.
8 класс
Тема: Искусство начинается с мифа
Мифоло́гия (греч. μυθολογία,- предание, сказание и греч. λόγος - слово, рассказ, учение)
Это система восприятия мира, основанная на традиционных преданиях, образах, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное.
Это способ общения с вышестоящей реальностью, с богами, в котором человек как бы подражает им.
Боги и другие сверхъестественные существа для него находятся рядом, они почти реальны и в то же время сказочны.
Миф - синтез земной реальности с реальностью потусторонней.
Мифы существовали у всех народов мира. Все виды искусства так или иначе использовали мифологию, ибо миф – это очень интересный, яркий, образный материал.
Особенно часто обращались к мифу такие синтетические искусства, как театр, опера, кинематограф.
Сочетание музыки и литературного текста, зрелищности и идейной насыщенности способно особенно сильно воздействовать на людей.
В музыке мифы тоже использовались очень часто, т.к. музыка действует одновременно и на разум, и на чувства, что и является необходимым условием восприятия мифа.
Какие примеры использования мифов в музыке мы знаем?
Прежде всего, классические мифы – мифы Древней Греции и Древнего Рима (пример: "Орфей" Глюка")
мифы Северо-Запада (германо-скандинавские, кельтские) – мифы Эдды и Старшей Эдды у германских народов, мифы о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола – в кельтской мифологии (примеры: "Король Артур" Г.Пёрселла, оперы Рихарда Вагнера)
Славянская мифология (примеры: "Снегурочка", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.Римского-Корсакова)
Важные элементы мифа:
Образы природы
Волшебные города: замок Монсальват для Северо-Запада, Китеж для России.
Персонажи
Идейное содержание мифа – его сюжет
Сегодня мы поговорим о немецком композиторе Р.Вагнере (1813-1883)
Центральное место в наследии Вагнера занимают оперы (всего их тринадцать), в которых запечатлен национальный склад характера, воссозданы легенды и предания немецкого народа, величавые картины природы. В его операх заключен богатый, сложный мир идей и человеческих переживаний: героика, природа, любовь.
Мы прослушаем "Полёт валькирий" из оперы "Валькирия".
Вальки́рия - в скандинавской мифологии дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и отнимает жизни у воинов. Погибшие солдаты отправляются в небесный чертог - Валгаллу. С грив их коней (облака) капает роса, а от их мечей сияет свет. Девы-воительницы изображаются в шлемах, со щитами и копьями; от блеска их доспехов, согласно поверьям, на небе возникает северное сияние. Образ валькирии используется в современных литературных произведениях жанра фэнтези, а также в компьютерных играх, от их имен даже произошел наркотик валькирин.
Вагнер подражает вихревым потокам: «порывы ветра», «визг и свист», окружающие основную тему, создают впечатление подлинности действия. Однако для основной темы Вагнер избрал другой прототип: здесь проступает образ длинных прыжков, следующих друг за другом.
Мелодия построена так, что каждый следующий мотив как бы отталкивается от предыдущего, каждая фраза выступает сначала в роли «приземления», акцента, и сразу же служит кратким и энергичным толчком для следующей фазы движения. Так Вагнер показывает полет-прыжок, полет дев-воительниц, отягченных тяжелыми доспехами.
Музыка Вагнера настолько оказалась близка немецкому народу, героические образы вагнеровских опер настолько сильны, что в ХХ веке немецкий фашизм в лице А. Гитлера присвоил себе вагнеровский образ юного неустрашимого Зигфрида и сделал его символом нации.
Композитор, следовательно, художественно талантливо вызвал к жизни мир коллективных национальных представлений.