Чего не надо делать, если ребенок не сдал важный тест. Ребенок не сдал ОГЭ: что делать
Перед ЕГЭ многие родители хотят помочь своим детям, подбодрить их и успокоить. Но часто вместо желаемого результата добиваются обратного эффекта. Стресс у ребёнка зашкаливает, а экзамены превращаются в настоящую пытку. Чего не стоит говорить своему чаду, а какие слова действительно смогут успокоить школьника, АиФ.ru рассказала психолог Мария Меркулова.
Ошибка 1. Не принуждайте ребёнка проводить за подготовкой к экзаменам много часов без общения с друзьями, прогулок, занимаясь однообразной работой . Часто родители объясняют подобное поведение тем, что ребёнку нужно сосредоточиться, не отвлекаясь ни на что другое. Но это мнение ошибочно. Время подготовки к экзамену должно быть постоянным, это организует и заставляет воспринимать учёбу как важное и обязательное дело. Фиксированное время вырабатывает предрасположенность к умственной работе и, таким образом, определённую установку на успешную сдачу экзамена. Через 1-1,5 часа нужно обязательно устраивать перерыв на 15-20 минут. А вечером позвольте погулять с друзьями, подышать свежим воздухом, переключиться на другой вид деятельности. Накануне экзамена дайте ребёнку отдохнуть, расслабиться, заняться чем-то приятным.
Ошибка 2. Не игнорируйте жалобы ребёнка на бессонницу, головные боли, головокружения, тошноту. Вы можете заметить, что ребенок чаще, чем обычно, ходит в туалет. Могут возникнуть повышенная температура, желудочно-кишечные расстройства. Чрезмерная перегруженность учёбой заканчивается усталостью, физическим и моральным истощением. Мариэн Франкенхаузер и её коллеги обнаружили, что перегруженность и противоречащие друг другу требования приводят к замедлению процессов релаксации, что может представлять угрозу для здоровья вашего ребёнка. Не отвергайте жалобы подростка. Попытайтесь создать доверительные отношения. В их основе должны лежать безусловное уважение, признание того беспокойства, которое испытывает школьник в связи с экзаменами.
Ошибка 3. Не стоит пугать ребёнка экзаменами и их последствиями в том случае, если результат будет хуже, чем вы ожидаете. Часто это происходит по причине того, что родители сами боятся плохого исхода больше, чем ребёнок, и проецируют на него собственные страхи. Объясняя важность хороших результатов, подталкивая ребёнка быть внимательным, ответственным, они пытаются успокоить себя. Но для ученика все эти разговоры могут иметь обратный эффект. Ребёнок снова и снова переживает страх. Повторные переживания страхов могут приводить к нарушению общего состояния, особенно к расстройствам сна и аппетита.
Ошибка 4. Не стоит пессимистично оценивать предстоящие результаты. Ты всё равно не напишешь хорошо! Ваш тревожный ребёнок уже воспринимает предстоящий экзамен как непосредственную угрозу для себя. У детей, страдающих врождённой или приобретённой нервозностью, повышена готовность к переживанию страхов. Когда вы говорите, что не ждёте от ребёнка ничего хорошего, ему не на что опереться в этой трудной ситуации. Не имея стимула и поддержки, он опускает руки и, конечно, не может достойно проявить себя на экзаменационных испытаниях.
Ошибка 5. Не критикуйте подростка за то, что он что-то упустил в учебной программе в течение года, плохо старался и т.д. Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребёнка за отсутствие навыков организовать себя перед экзаменами. Если их нет, то их надо вырабатывать, вместо того, чтобы читать нотации. Прямая или косвенная критика в данной ситуации уже не поможет, а только повысит тревогу школьника. Любой намёк на неодобрение действий подростка может спровоцировать у него сильные защитные реакции и, по меньшей мере, закроет путь для обсуждения всех сторон возникшей ситуации, вызовет отторжение от учёбы и экзамена. Нужен контроль-помощь, а не контроль-давление.
Ошибка 6. Не оставляйте ребёнка наедине со своими трудностями. «Экзамены — это твоя работа, вот сам с ней и разбирайся». В этом случае может возникнуть полная потеря контакта и взаимного доверия. В основе общения с ребёнком должен лежать принцип диалога. Особенностью такого контакта являются равноправные отношения с целью изучить данную ситуацию, связанную с экзаменами, и совместно разрешить её положительно. Обсудите вместе правила и режим, по которым вы будете жить эти дни перед экзаменами. Они обеспечат безопасность вашего ребёнка, сделают его более спокойным.
Ошибка 7. Не сравнивайте ребёнка со старшим братом или сестрой, которые уже сдали экзамен год или два назад на «отлично» . Часто «гениальность» старшего брата или сестры служит причиной постоянного давления на подростка (кстати, это может также касаться и сверстников, одноклассников). Сравнение с более успешными не улучшит самочувствие вашего ребёнка и не повысит его результаты. Объясняйте ребёнку его прошлые неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий. Лучше вспомните его прошлые достижения и спросите, что помогло ему тогда добиться успеха. Убедительно похвалите его за хорошие прошлые показатели. Напомните подростку, что тогда он справился, значит, сможет справиться и теперь. Успех вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспевающего ученика — сознание того, что у него что-то получается.
Ошибка 8. Не критикуйте систему образования, само введение сдачи ГИА, ЕГЭ. Поддерживайте контакт со школой и интересуйтесь требованиями, предъявляемыми к ученикам. В противном случае в сознании ребёнка будет создан образ врага — учителя, школы (родители — хорошие, хвалят, а учителя плохие — ругают). Это может формировать отвращение к школе, нежелание учиться и сдавать экзамены.
Ошибка 9. Не ставьте перед ребенком недостижимых результатов. Стараясь поднять его боевой дух, не стоит говорить: «Я верю, что ты сдашь на 100 баллов», «Ты справишься лучше всех» и т.д. Если ваш подросток никогда и не был отличником, он просто не поверит вам. А если ребёнок отличник, то такими сверхожиданиями вы ещё больше увеличите его тревогу. Лучше давайте установку, чтобы сделать спокойно всё, что в его силах.
Ошибка 10. Не говорите фразу «Всё будет хорошо!». В состоянии стресса и тревоги она может вызывать раздражение. Лучше говорить: «Ты справишься», «У тебя получится». Экзамен — это не конец, а начало нового, взрослого пути.
Единый государственный экзамен – то, что вызывает неподдельный страх у выпускников, лёгкое волнение у их родителей и трепет у учителей. Экзамены по окончанию 11 классов – логичное завершение школьной жизни, однако это высасывает из детей много сил и энергии, а результаты порою оказываются хуже, чем ожидалось. Что делать родителям и самому ребёнку, если ЕГЭ по одному из предметов окончательно и бесповоротно завален? Давайте узнаем.
На самом деле, как бы не пугали выпускников педагоги и родственники, не сдать ЕГЭ не означает конец света. Существует немало вариантов того, чем заняться в этом случае, и сегодня мы рассмотрим каждый из них.
- Пересдать. Всё банально, да, но немногие видят реальным этот исход: дело в том, что для пересдачи, например, предметов по выбору нужно ждать целый год. Но это не потерянный из жизни год, как думают многие – это новые возможности: шанс подготовиться, нанять репетиторов, заняться самообразованием и в следующий раз сдать на 100 баллов.
- Получить среднее профессиональное. Некоторые считают, что, если их чадо пойдёт в техникум или колледж, оно будет безвозвратно потеряно и его профессионального роста никогда не состоится. Глупейшая из ошибок думать так. Во-первых, ребёнок может получить высшее образование и после техникума, причём без сдачи этих самых злосчастных ЕГЭ. А во-вторых: так ли плохо иметь образование рабочего человека, как нам расписывают? Зарплата у них иногда бывает больше, чем у аспирантов и людей науки, да и трудоустройство гарантируется практически на 100 %.
- Пойти работать. Если завален не русский или математика, а необязательный предмет, тогда вы или ваш ребёнок скорее всего получили аттестат об окончании 11 классов, ведь предметы по выбору не учитываются при выставлении оценок. С этим документом выпускник может устроиться официантом, курьером, работником почты или консультантом в магазине.
Вы можете заранее подготовиться к ЕГЭ по математике 2017 профильного уровня заданий , впрочем, как и к ЕГЭ по всем другим предметам.
Кстати, есть ВУЗы, в которые берут только с обязательными предметами: архитектурный, например, или институт геодезии и картографии. Правда, придётся сдать творческий экзамен или вступительные в самом учебном заведении.
Таким образом, есть как минимум три выхода из сложившейся ситуации. Не отчаивайтесь, если не сдали ЕГЭ – это всего лишь очередное жизненное испытание, и вы всего лишь допустили ошибку, на которых учатся все до единого. Если вам или вашему ребёнку только предстоит сдавать ЕГЭ, то желаем высоких баллов и добрых проверяющих!
Это взгляд родителя, а вот вам взгляд учителя и зам.директора в одном лице. Истерия в школе в связи с ЕГЭ? Пожалуй, да, соглашусь. Но, поверьте, «потерпевшая» сторона здесь не только родители и дети, но и учителя. «Запуганные, на грани истерики родители, изможденные дети…» Это про ответственных родителей, что волнуются за своих детей, которым не всё равно, как их ребёнок учится, чем живёт. Есть и другие (и их много, представьте!). Вот фразы некоторых: «Да сдаст мой, сдаст!» (дескать, отстань), «Не ходит в школу? Не готовится к экзаменам? А что я могу сделать? Я же работаю! Когда мне за ним следить?» (дескать, а вы на что?) Большинству родителей кажется, что его ребенка учителя «затирают», недооценивают, а он «не такой», он знает на «4» и «5» (ну да, родителям виднее, конечно). Эта цитата и про ответственных детей, что не протирают штаны, а действительно учатся. Таким трудно на самом деле. Но их с каждым годом всё меньше. Работаю в провинции, в школе самой обычной, дети в основном из рабочих семей и обслуживающего персонала. Вот смотрю я на своих одиннадцатиклассников. «Измождённым» могу назвать только одного из 26. Плоховато с русским языком и математикой еще с начальных классов. Наняли репетитора. Вот этому ученику тяжело, я понимаю. Репетитор три раза в неделю по 2 часа, а тут я еще «надоедаю» с «домашками». А остальные далеко не измождены. Напротив, очень даже веселы. Уверены, что мы, учителя, только пугаем, что сдать ЕГЭ – раз плюнуть (приводятся многочисленные примеры, как кто «выкручивался» на экзамене). Провели эксперимент, не объявляя ученикам. В один день договорились проверить домашнее задание у одних и тех же учеников. 1 урок – русский язык. Из 5 только у одного выполнено д/з. 2 урок – обществознание. К доске вышел из тех же пяти только один, остальные не готовы. 3 урок – литература. Из 5 ни один не прочитал произведение, не оказался готов к беседе. 4 и 5 уроки – алгебра. Только двое сделали д/з. 6 урок – физкультура. Форму никто не взял, двое даже не дошли. Чем занимались накануне? Только один занимался с репетитором, потратив на дорогу и занятие в общей сложности 3 часа, устал, поэтому (с его слов) не был готов ни к одному из уроков. Остальные занимались кто чем – сидели в интернете, гуляли, девушки посещали магазин… На вопрос «Почему не делали д/з?», улыбаясь, пожимали плечами (кроме того, что устал). Как-то вот так. И это типично, поймите! Для учителя работать в выпускных классах – тоска зеленая и стресс с сентября по июнь, а потом еще аукнется в сентябре. Это головная боль! Почему тоска зеленая? Потому что готовишься-готовишься к уроку, планируешь-планируешь, а начинается занятие – готовы два-четыре человека к беседе, например. Как идти дальше, изучать новый материал, если основа не заложена? Собираешь тетради с д/з (упражнение, сочинение и пр.) – сдают не более 7-10. Остальные приходится «выцарапывать»: «Когда сдашь? Когда напишешь?» И сдают-таки, но за 2-3 дня до окончания триместра, требуя их побыстрее оценить («Я же сдал!»). Почему стресс? Потому что мы, учителя, тоже под давлением! Давлением директора, а тот под давлением свыше, департамента образования. Выстраивание рейтинга образовательных учреждений (кстати, без учета того, в обычной школе мы работаем или в лицее / гимназии), определение эффективности их работы и стимулирующего коэффициента к зарплате директора… Среди прочих показателей, наиглавнейший – результаты ЕГЭ и ОГЭ. На каждом совещании директоров только и «долбают», и «долбают» (слова директора) за ЕГЭ и ОГЭ, а те, придя в родную школу, «долбают» учителей. Уж поверьте, не только дети и родители находятся под прессом, но и учителя. Вот мы-то, как пишете, «страшные тетки», запуганные. «Страшным теткам» страшно! Не допустили е экзаменам – мы, учителя, плохие, плохо учили. Допустили, а дети не сдали, - опять мы плохие, плохо учили. В любом случае мы плохие! Потому на каждом совещании / педсовете учителей ругают и ругают, ругают и ругают директора, а тех руководство департамента. (Кстати, если хорошо дети сдали, по мнению родителей, это не означает, что учителя хорошие, это детоньки хорошо учились, сами!). А еще у нас департамент придумал в этом году вот что: собеседование с администрацией школы о выпускниках 9 и 11 классов. Вызывают директора и завучей и спрашивают о том, кто не успевал в каком триместре, требуют показать бумаги индивидуальной работы с ними, продемонстрировать «улучшение» показателей. Вот только что было административное совещание, решали: кого предварительно допускаем к ОГЭ и ЕГЭ. Боже мой! Не поверите! Из 8 второгодников (не сдали ОГЭ в прошлом году) допускать некого! Не ходят. Плюс к ним еще 4 девятиклассника. Итого из двух классов 12 человек! Идет деградация населения, поверьте! Нет желания учиться у трети детей!!! Нет желания у родителей воспитывать детей! Они же работают! Им же некогда! «Вам же за это деньги платят!» (Будто хотят сказать: «Хотите, чтоб мы, родители, бесплатно воспитывали?»). Для родителей школа как «холодильник»: отправили своё чадо на «сохранение», на этом успокоились. А то, что хорошо бы проконтролировать, был ли ребенок в школе, сделал ли д/з, почему 11 часов вечера, а его всё нет, - не до это. И вот не ходит, не ходит такой ученик, ничего не сдает, не успевает, но все-таки вместе с родителями на что-то надеется. Потом после педсовета, который случается за неделю до Последнего звонка и на котором этого ученики не допустили к экзаменам, начинается хождение к директору сначала с просьбой допустить, потом посещение с приглашением должностных лиц (в т.ч. депутатов – у нас такое было), потом угрозы. Как я, учитель, могу повлиять на Васю (назовем его так), если он НЕ хочет учиться? Его отправили (да, отправили) мама с папой в 10 класс, а он не хотел. Не хочет – не ходит! Многочисленные «душеспасительные» беседы не помогают. Родители ручки сложили: «А что мы можем?» Отчислять будем, когда исполнится 18 лет, а пока ученик «висит» на нашей школе как неуспевающий. (Да что про 11 класс говорить! У меня был семиклассник, который не ходил в школу, ни мать ничего не могла сделать, ни я, классный руководитель, ни соцпедагог, ни даже инспектор.). Ну а вот эти фразы: «Учителя переживают за стимулирующую выплату к зарплате, которая зависит в том числе от результатов ЕГЭ. И в отместку за свои переживания учителя издеваются над детьми. Традиции у нас такие. Дедовщина.» Не так уж высоки стимулирующие выплаты за ЕГЭ, чтобы вам переживать за них. Про издевательство – это уже оскорбления. Учителя, впрочем, всегда можно «пнуть», отчего же не «пнуть»? В общем, у каждого своя правда.
Выпускники уже начали получать свои баллы ЕГЭ , и для многих результат стал шоком. Как так – столько лет готовился, столько сил и времени потратил на репетиторов, а баллы, скажем так, не те, что хотелось!
Мягко говоря, это пощечина! - жалуется Елена, мама выпускницы из Нижневартовска . - Дочка-медалистка написала свои мысли в сочинении на ЕГЭ по русскому языку. И получила 0 баллов! И так у многих талантливых учеников. Наказаны за собственное мнение!
Я не понимаю, как отличник, участник олимпиад по математике, может сдать ЕГЭ по этому предмету на 70 баллов, - качает головой Оксана, мама 11-классника из Казани . - Сын сейчас просто в трансе каком-то. Раньше хотел в МФТИ поступать, горел, а теперь вообще говорит, что в армию пойдет, раз так получилось.
Иногда родители лишь подливают масла в огонь, и, честно говоря их можно понять – подготовка к экзаменам влетает в копеечку. Срываются и сами, и на детях. Из регионов уже стали поступать сообщения о ребятах, покончивших с собой после объявления результатов экзамена. А ведь самое тяжёлое – поступление в вуз и ожидание результатов - еще впереди!
Поэтому мы попросили семейного психолога Михаила Зотова рассказать, как пережить результаты единых экзаменов и справиться с ситуацией.
СТРЕСС ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
Истерика вокруг ЕГЭ сейчас колоссальная. Экзамен ругают, все кому не лень: он и слишком сложный, и слишком простой, и списывают все, кому не лень, и меры безопасности драконовские.
Куда ни плюнь - все не так! Получил сто баллов? Так это экзамен легкий был! Получил 20? Сам дурак, лучше учиться надо было. Попался со шпаргалкой - тем более! И какую бы оценку ни получил ребенок, повод для переживаний всегда найдется.
Даже когда экзамен уже сдан, выпускник испытывает огромный стресс,- уверен Михаил Сергеевич. – С его результатом у всех связаны свои ожидания – у родителей, учителей, у него самого, в конце концов. И когда эти ожидания не совпадают с результатами, школьник испытывает разочарование и злость. Эта злость может быть направлена на самого себя, на родителей – не поддержали, или на школу – не научили.
У родителей, между прочим, свой повод для недовольства. Столько денег потрачено на репетиторов - и все зря, что ли?
Родителям важно поймать в себе это ощущение: я столько вложил в твою учебу, а получается, что все ушло в никуда, - отмечает Михаил Зотов . - Ребенку в такой ситуации вдвойне сложнее: он и сам расстроен своей неуспешностью, даже если не показывает этого. И несоответствие ожиданиям родителей лишь усугубляет это, добавляет чувство вины и стыда.
В общем, не эмоции, а коктейль Молотова ! Добавить бушующие подростковые гормоны - и конфликт обеспечен. Словно вот только семейных ссор ребенку и не хватало.
СКОРАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Что же делать в ситуации, когда все и так на нервах? Прежде всего - постараться принять ситуацию, как есть. Способов изменить баллы ЕГЭ по мановению волшебной палочки нет. Даже на апелляции в лучшем случае могут поднять оценку на пару баллов - но даже самая благосклонная комиссия не превратит 70 баллов в 100.
Надо осознать ситуацию здесь и сейчас, - продолжает Михаил Сергеевич. - Да, это разочарование, но жизнь не закончилась. Тут важно дать ребенку позитив и поддержку. Если подросток не сдал ЕГЭ или не поступил в вуз - это не значит, что он плохой! Это значит лишь, что он подготовился меньше, чем нужно.
Вместо ссор и взаимных обвинений - кто чего и как не сделал - стоит сесть, и всем вместе продумать дальнейшую стратегию.
Нужно поговорить с подростком и подумать, в какой вуз можно попробовать поступить, - приводит стратегию психолог. - Сразу прописать, куда он пойдет, если не поступит туда. И что будет делать, если его не примут вообще ни в один из выбранных вузов. Может быть, вообще есть смысл в позаниматься еще и пересдать экзамены в следующем году.
ВАЖНО!
Шесть советов: Что делать, если завалил ЕГЭ
Подать апелляцию о несогласии с результатами. Это можно сделать в течение 2 рабочих дней с момента оглашения результатов. Но стоит помнить, что на апелляции могут как поднять, как и понизить оценку.
Выбрать другую специальность. В рамках одного направления подготовки в вузе может быть несколько специальностей с разными проходными баллами. Можно подать документы туда, где порог ниже.
Выбрать другой вуз. Банально, но при желании всегда можно перепоступить на следующий год, или просто перевестись с сохранением курса.
Позаниматься и сдать ЕГЭ на следующий год. Сертификаты с баллами действуют четыре года, так что если попытка не удастся, всегда можно поступать по старым результатам.
Пойти в колледж. Для многих специальностей - например, дизайнеров или ювелиров - без этого вообще никак.
Попробовать найти подработку по предполагаемой специальности. Не ради денег, а чтобы погрузиться в профессию, получить опыт и понять, насколько это подходит выпускнику.