Церковь рождественский бульвар. Богородице-рождественский монастырь - приют для вдов героев, погибших на куликовом поле. Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря и дальнейшая история
![Церковь рождественский бульвар. Богородице-рождественский монастырь - приют для вдов героев, погибших на куликовом поле. Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря и дальнейшая история](https://i2.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0401.jpg)
Дата публикации или обновления 19.04.2017
Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь.
Адрес Богородице-Рождественского женского монастыря: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 20 (м. «Кузнецкий мост», «Цветной бульвар», «Чистые пруды», «Трубная», далее пешком).Телефон Богородице-Рождественского женского монастыря: (495) 621–39–86.
Сайт Богородице-Рождественского женского монастыря: mbrsm.ru
Со времени Крещения Руси русский народ с особым благоговением и любовью почитал Царицу Небесную и посвящал храмы и святые обители праздникам, связанным с главными событиями Ее земной жизни. В них на протяжении всего года за Божественной литургией звучал праздничный тропарь, возвещавший молящимся о глубинной сущности праздника.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1501-1505 гг.).
![](https://i2.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0401.jpg)
![](https://i1.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0414.jpg)
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы всегда был любим на Руси за ту тихую, светлую и проникновенную радость, которая рождается в сердце православного христианина при воспоминании о нем, поэтому Богородице-Рождественские храмы появились на Руси еще в домонгольский период. В этих храмах на протяжении всего года за каждой Литургией слышны исполненные радости слова праздничного тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней».
Одним из первых монастырей, воздвигнутых в честь победы русского народа на Куликовом поле и посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы , стал Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве . Он был основан в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго. Первыми насельницами основанной княгиней Марией обители стали вдовы, матери и сироты воинов, на поле Куликовом «за веру и отечество живот свой положивших». А погибших было много: по свидетельству летописца, лишь третья часть русского войска вернулась с поля битвы. Потому и скорбь была великая по всей Русской земле: «Запели птицы жалобные песни, все заплакали – княгини, и боярыни, и воеводские жены об убитых».
![](https://i0.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0408.jpg)
Церковь Иоанна Златоуста (1676-1677 гг.).
![](https://i1.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0410.jpg)
![](https://i0.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0415.jpg)
Свеча веры, любви и надежды, подвига, терпения и смирения, от пламени которой была затеплена лампада обители, возжжена была в Москве от праведной и благочестивой жизни первого Московского князя – святого Даниила Московского (ум. 1303 г.), основателя Данилова монастыря , Небесного хозяина и покровителя стольного града Святой Руси. Его жизнь была одним из звеньев в золотой цепи святого служения Богу, народу Божию и отечеству, которая соединила несколько поколений русских князей в самые тяжелые десятилетия ордынского ига.
Святой благоверный князь Георгий Всеволодович вел русские дружины на берега Сити на битву против несметных полчищ Батыя за веру православную и родную землю. С ним вместе шел со своим отрядом его племянник святой благоверный князь Василько, порученный попечению дяди святым князем Константином Всеволодовичем на смертном одре. Георгий пал смертью воина в неравной битве, а Василько, уцелевший в кровавой сече, был жестоко изрублен татарскими воинами за отказ служить Батыю, который покорил полмира, но не сломил мужественного сопротивления князей-героев.
![](https://i0.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0405.jpg)
Церковь Иконы Божией Матери Казанская (1904-1906 гг.).
![](https://i0.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0411.jpg)
![](https://i2.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0416.jpg)
Князь Ярослав Всеволодович, ставший великим князем после гибели великого князя Георгия (ум. 1238 г.), принял на свои плечи тяжелый груз ответственности за разгромленную, униженную и ограбленную Русь. Мужественный и деятельный, он принялся за восстановление порушенного, преодолевая страх и уныние, царившие в душах уцелевших после Батыева нашествия соотечественников. По его приказу погребали останки убитых, расчищали пожарища, распахивали поросшие уже бурьяном поля, строили новые храмы, новые дома, возводили новые укрепления. По его слову собирались дружины, чтобы оборонять западные рубежи от шведов, надеявшихся на легкую добычу. Девятилетним отроком впервые участвовал в таком походе его старший сын Александр – будущий святой Александр Невский .
Всего сорок три года прожил святой Александр (1220–1263 гг.) на земле, но память о его свершениях живет в веках, золотыми буквами вписана она в историю русской святости. Он сохранил Русь от окончательного разгрома ордынскими ханами и положил предел хищным устремлениям шведов и немецких рыцарей, по благословению папы Римского крестовым походом устремившихся на прибалтийские владения Новгорода и Пскова . Чтобы оставить по себе память в веках, уже довольно было бы и этого. Но подвиг святого Александра был неизмеримо выше – это был подвиг самоотверженного, до последней капли крови, до последнего дыхания, служения Богу, а в Боге – своему страдающему отечеству. Его девиз: «Не в силе Бог, а в правде» – на все века стал знаменем русского народа в тяжкие годины испытаний огнем и мечом.
![](https://i1.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0413.jpg)
Колокольня с церковью Евгения, епископа Херсонесского (1835-1836 гг.).
![](https://i0.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0402.jpg)
![](https://i1.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0407.jpg)
![](https://i1.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0406.jpg)
![](https://i1.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0412.jpg)
От сына святого Александра Невского – святого князя Даниила Московского златая цепь протянулась к святому благоверному князю Иоанну Даниловичу, за милосердие и необыкновенное нищелюбие названному Калитой. Он начал великое дело собирания русских земель вокруг Москвы. Духовное чадо святителя Московского Петра, Иоанн Данилович Калита все дела свои освящал молитвой и благословением святителя. Благословение святителя краеугольным камнем легло в становление Москвы как столицы Государства Российского, собравшей под свой державный скипетр разрозненные русские княжества для решительной битвы с поработителями.
О княгине Марии Серпуховской, основательнице Богородице-Рождественского женского монастыря, матери князя Владимира Андреевича Храброго, сведений сохранилось немного. В «Кратком историческом очерке Московского Рождественского девичьего монастыря», составленном И.Ф. Токмаковым и изданном в 1881 году, сказано, что «эта обитель построена княгинею Мариею во время Богом дарованной победы над Мамаем и всею татарскою ордою в день Рождества Пречистыя Богородицы». Эти сведения подтверждаются Русской летописью (Никонов список), где указано, что обитель основана в 1386 году, супругой князя Андрея Иоанновича, сына Калиты, княгинею Марией, матерью знаменитого героя Донского князя Владимира Андреевича Храброго.
![](https://i0.wp.com/vidania.ru/photomoscow/moscow_360x240_0403.jpg)
Святые ворота.
Сама княгиня Мария овдовела задолго до Куликовской битвы. Князь Андрей Иоаннович Боровско-Серпуховской скончался от моровой язвы (чумы), не дожив до рождения второго сына, Владимира, сорока дней. Вскоре после смерти князя Андрея княгиня похоронила старшего сына, Иоанна. Всю свою оставшуюся жизнь она прожила тихо и незаметно. Несмотря на высокое положение и близость к великокняжескому роду, имя ее не было окружено громкой суетной славой. Как и все праведники, славы она избегала и всю себя посвятила сыну, воспитывая его в добрых нравах и благочестии.
Исполнив свой материнский долг, она стала, по воле Божией, наставницей и матерью для многих осиротевших после Куликовской битвы матерей и сестер, переступивших порог основанной ею обители.
Место основания монастыря княгиня выбрала на самом краю Кучкова поля, на крутом холме, который в те времена был берегом реки Неглинной. В летописях и исторических трудах в разные годы Богородице-Рождественский монастырь именовался по-разному: Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что за Пушечным двором; Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что на Москве, за Неглинною, у Трубы; Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице; Рождественский девичь, что на Трубе; Рождественский Московский; Рождественский на Рву; Богородицкий на Трубе.
Вероятно, названия «ров» и «труба» (пролом в стене Белого города, проходившей некогда по нынешнему Рождественскому бульвару и Трубной площади) поспособствовали возникновению версии о первоначальном нахождении обители в Кремле. В кремлевских стенах действительно была в то время церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рву. Однако более достоверны сведения о том, что княгиня Мария с самого начала избрала именно это место на берегу реки Неглинной.
Первый женский монастырь под началом игумении по примеру греческих монастырей был основан митрополитом Алексием по просьбе его родных сестер – преподобных Иулиании и Евпраксии и назван Зачатьевским монастырем . Богородице-Рождественская обитель была также устроена по образцу византийских монастырей.
В 1503 году устройство обителей с игуменией во главе было окончательно узаконено на Московском Соборе, а в 1528 году это постановление было подтверждено на частном Соборе архиепископом Новгородским Макарием (будущим митрополитом Московским), где положено было «отвести игуменов в мужские монастыри (из женских), а черницам дать игумений благочестия ради»6.
Первой постройкой обители был возведенный в 1389 году собор Рождества Пресвятой Богородицы. Возводя храм и обитель, княгиня Мария подала благой пример своей родственнице, великой княгине Евдокии – преподобной Евфросинии Московской , основательнице Вознесенской обители в Кремле.
Доктор исторических наук профессор А.Б. Мазуров считает, что княгиня Мария изначально поставила в своей обители каменные собор и келлии. Людям нынешнего времени не всегда понятно, почему летописцы Древней Руси говорили о каменном строительстве как о некоем чуде. В XIV–XV веках каменное строительство было событием чрезвычайным, выдающимся, и не каждый князь мог позволить себе подобную постройку – дело требовало больших затрат и немалого мастерства искусных зодчих. Известно, что князь Владимир Андреевич возвел на свои средства всего один каменный храм – в Серпухове .
Мать героя, желая увековечить память о великой битве и ее участниках, отдавших жизнь за веру и отечество, не пожалела средств на устроение обители и на нужды живущих в ней. Многие обитательницы монастыря происходили из именитых родов и в мирской жизни имели достаток. Во всех отношениях монастырь можно было назвать «княжьим».
Следуя примеру благочестивой родственницы, святая княгиня Евдокия по смерти своего супруга, святого князя Димитрия Донского, также возвела каменный храм и каменные же строения в своем Вознесенском монастыре, истратив на постройки завещанное мужем серебро и имущество.
Жизнь княгини Марии Серпуховской, озаренная светом истинной любви и молитвы, была непрерывным восхождением к Отечеству Небесному. Приняв великую схиму с именем Марфа, княгиня Мария преставилась 2 декабря 1389 года и «положена бысть в церкве Рождества Пресвятой Богородицы, в честном ея монастыре на Рву, его же сама созда имением своим еще сущу при своем животе»8.
По кончине княгини ее невестка, Елена Ольгердовна, приняла на себя заботы об обители. Оплакав смерть своего супруга Владимира Андреевича Храброго (ум. 1410 г.) и семерых сыновей, она оставила мир, постригшись в монашество с именем Евпраксии. Богом ей было даровано долголетие: пережив многих участников битвы на поле Куликовом, она оставалась для нескольких поколений свидетельницей великих событий в жизни близких ей праведников.
В 1452 году, умирая, монахиня Евпраксия оставила завещание, в котором упомянула и о монастыре: «А благословляю своя снохи и своего внука князя Василия Ярославича монастырем Рождества Святой Богородицы; а дала есьми тому монастырю, где ми самой лечи, село с деревнями»9. Княгиня завещала обители села: Медыкино, Дьяковское, Глебково, Косино с озерами и мельницу в устье Яузы. Она не дожила десяти лет до времени княжения правнука Димитрия Донского – Иоанна III , первого русского Государя.
Можно предположить, что государь все же не забыл о том, что его державный отец чтил «княжий» монастырь, пожаловав его царской грамотой. Даже властная рука Петра подчас не могла не остановиться там, где действовала благодать и сила Божия, которая «совершается в немощи» и заключает в себе всеобъемлющую Божественную любовь. Тому имелось, например, такое историческое свидетельство. Еще в начале своего царствования Петр приехал в Смоленск для казни стрельцов. Когда казнимые были уже подведены к плахе, неожиданно из толпы народа к ногам раздраженного государя с громким воплем о помиловании бросилась игумения Смоленского девичьего монастыря Марфа. Это неожиданное зрелище так поразило царя, что он подал знак остановить казнь, и вскоре милость восторжествовала над гневом. Петр почувствовал сладость прощения и в благодарность Марфе приказал, чтоб она требовала от него, чего пожелает, что он готов все исполнить.
Благочестивая старица попросила построить в обители каменную церковь вместо деревянной, и просьба ее была исполнен.
Вывезенные из Москвы монастырские сокровища хранились в Вологодском Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре до конца 1812 года. Другим местом их хранения стал Юрьев-Польский . Но многие ценные вещи из-за спешки и недостатка подвод остались на месте». Архиепископу Московскому Августину было поручено вывезти во Владимир главные московские святыни – Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери.
Игумения Богородице-Рождественского монастыря Эсфирь с сестрами успела спрятать церковную утварь и многие ценности в тайники: предположительно – в трапезной Богородице-Рождественского собора или в усыпальнице князей Лобановых-Ростовских, или в кладовой под колокольней . Другие ценности – хотя, из-за недостатка и дороговизны подвод, далеко не все, – удалось заблаговременно вывезти из монастыря.
Но снимать драгоценные ризы с икон матушка не благословила.
Большинство сестер во главе с игуменией вместе с другими жителями первопрестольной покинули столицу. По благословению матушки в обители остались казначея монастыря и несколько сестер. Они должны были, насколько это представлялось возможным, сохранить достояние «княжьего» монастыря. Не надеясь на свои слабые силы, но во всем полагаясь на Господа, сестры прибегли в молитве к заступнику обители – святителю Николаю Чудотворцу. Чудотворный образ святителя Николая находился в Свято-Никольском приделе храма святителя Иоанна Златоуста. Чтобы защитить монастырь от грабежа, пожара и осквернения, монахини каждый день благоговейно брали чудотворную икону святителя Николая и с пением акафиста обходили монастырь. 2 сентября несколько монахинь Рождественского монастыря, забравшись на крышу, увидели приближающееся несметное войско. «Батюшки! – закричали они, – солдаты, да словно не наши!».
Наполеон долго ждал на Поклонной горе депутацию с ключами от города, как то было в других городах Европы.
Но никто так и не вышел из безмолвной столицы. Приближенные отвечали Бонапарту, что никого не могли найти.
Вход в Москву, оставленную жителями, не предвещал ничего доброго. «Подъезжая к Кремлю, Наполеон сказал: "Какие страшные стены"». Все, кто сопровождал французского императора в этот день и впоследствии и оставил воспоминания, отмечают, что Наполеон «был мрачен и подавлен».
Пожары начались в первые часы после вступления в город неприятеля, 1 сентября, и продолжались до 9 сентября, до тех пор, пока проливные дожди не загасили пламя. По милости Божией монастырь Рождества Пресвятой Богородицы от огненной стихии не пострадал. Около монастырской стены, выходящей на Рождественский бульвар, французы расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.
Наполеон сообщал покоренной Европе о том, что Москву сжег Ростопчин и москвичи. Некоторые из покинувших город москвичей действительно поджигали свои дома еще до входа в Москву неприятеля. По приказу главнокомандующего были уничтожены московские склады с боеприпасами, но к московскому пожару и к сожжению всего города Ростопчин и оставшиеся в городе жители не имели никакого отношения, о чем определенно заявил сам Ростопчин в 1823 году в своей брошюре «Правда о пожаре Москвы». Мог ли человек, любивший родной город, его сжечь, даже и «чужими руками»?
В книге «Святая дорога» приведено свидетельство очевидца – запись из дневника Ц. Ложье: «Солдаты всех европейских наций бросились взапуски в дома и церкви, уже почти окруженные огнем, и выходили оттуда, нагрузившись серебром, узлами, одеждой и пр. Они падали друг на друга, толкались и вырывали друг у друга из рук только что захваченную добычу; и только сильный оставался правым после кровопролитной подчас схватки».
Таковы были свидетельства самих участвовавших в захвате Москвы французских офицеров.
В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц (перед закрытием монастыря в нем пребывало по одним сведениям – 625, по другим – около 700 сестер или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли.
Стены обители становились тесными для живущих в них и для приходивших на богомолье окрестных жителей и паломников. В связи с этим в архитектурном ансамбле монастыря произошли существенные изменения. Нужно было быть опытным зодчим, чтобы не нарушить архитектурный ансамбль, возводя в древней обители новые постройки. Благодаря трудам талантливых архитекторов, а также прекрасному вкусу и ощущению исторической связи между эпохами, присущим игумениям, управлявшим обителью в то время, новые строения не только удачно вписались в облик древней обители, но и послужили к большей славе и украшению монастыря.
На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены. Из одноэтажных строений на территории обители остались келлии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне – строение 8 дома № 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб.
В начале XX столетия на месте снесенных зданий началось грандиозное строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери .
Первоначальный проект Казанского храма был предложен Ф.О. Шехтелем, но он был сочтен слишком дорогостоящим. Настоятельница обители матушка Ювеналия (Ловенецкая) остановила свой выбор на проекте архитектора П.А. Виноградова.
6 июля 1904 года священномучеником Владимиром (Богоявленским), бывшим в то время митрополитом Московским, было совершено освящение закладного камня. Строительство трапезного храма велось на средства М.В. Лапшиной. Благотворительница приняла монашеский постриг с именем Серафимы, о чем гласит надпись в храме, на северной стене у клироса.
Храм, увенчанный куполами и крестами, издали радует взгляд, возвышаясь над северной стеной обители, над зеленью бульваров старой Москвы. Построенный в русско-византийском архитектурном стиле, храм напоминает о многовековой истории обители и отражает стремление к возвращению к святорусскому идеалу и одновременно свидетельствует о том времени, когда он был возведен.
8 сентября 1905 года митрополитом Владимиром были освящены кресты на куполах Казанского храма и малым чином – сам храм, в котором в этот день престольного праздника была совершена первая Божественная литургия.
Через год, 30 августа 1906 года, будущий первомученик из лика новомучеников и исповедников Российских совершил великое освящение храма. Трапезный храм был великолепен как внутри, так и снаружи. Внешнее великолепие храма Казанской иконы Божией Матери отразило высокий духовный настрой лучшей части московского общества, перед лицом грядущих испытаний исповедавшей свою верность Христу.
В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви. В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 8/21 сентября 1991 года, возрождающийся храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Вскоре после этого в Москву из Успенского Пюхтицкого монастыря , не закрывавшегося в советское время и сохранившего монашеские традиции дореволюционной России, приехали несколько сестер. Им предстояло в скором будущем стать первыми насельницами первой женской обители, открывшейся в столице после семи десятилетий господства в стране богоборцев. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, было принято постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении монашеской жизни в древней московской обители.
В самом начале новой истории обители сестрам приходилось преодолевать множество самых разных препятствий. Трудности возникали в отношениях с жильцами и незаконными арендаторами. Многие из тех, кто занимал монастырские помещения, не могли – а некоторые, возможно, и не хотели – понять не только того, что они находятся в стенах святой обители, но даже и того, что архитектурный ансамбль монастыря является выдающимся памятником русской истории. Восстановление в течение нескольких десятилетий разрушавшихся храмов и монастырских построек потребовало много сил, времени и больших затрат.
Возрождение молитвенно-богослужебной и духовной жизни обители требовало ещё больших усилий. Возродить монашеское делание в стенах обители сложнее, чем преодолеть хозяйственные трудности, но последнее не имеет смысла без первого. Светильник, не излучающий света, будет лишь внешне похож на светильник. Обитель, в которой насельницы живут без духовного делания – молитвенной жизни, трезвения – сердцевины этого делания и созидающего аскетического труда, – так и останется архитектурным ансамблем, но не будет истинно монашеской обителью.
Больших трудов требовало и сейчас требует реставрация архитектурного ансамбля. Нужно было остановить процесс разрушения каменной кладки засыпанных землей стен и оснований храмов и строений обители; заново погребать в усыпальнице разбросанные по всей территории останки тех, кто некогда покоился на монастырском кладбище, разоренном и оскверненном богоборцами; вывозить сотни тонн мусора из Казанского храма и других строений; очищать территорию от всего чужеродного и привнесенного в монастырскую ограду по злобе или неведению.
Надеясь на помощь Божию и заступничество Пресвятой Богородицы, назначенная Первосвятителем настоятельницей обители в 1993 году и возведенная им в сан игумении в 1998 году, игумения Викторина (Перминова) и насельницы монастыря взялись за многотрудное дело восстановления обители. Свои послушания монахини и послушницы несут в храме, на клиросе, в просфорне, пошивочной, трапезной, свечной и на монастырском подворье.
19 июля 1993 года Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был возобновлен Синодом Русской Православной Церкви. С начала возобновления Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря деятельное участие в его возрождении принимал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Не оставляет свою ставропигиальную обитель отеческой заботой и нынешний Первосвятитель – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , ежегодно посещая монастырь, совершая в стенах его храмов богослужения, поддерживая насельниц обители советом, первосвятительским благословением и напутствием, добрым словом назидания и утешения.
Москвичи, впервые побывавшие в этом году на Трубной площади, с очень разными интонациями произносят: «Ого!» - площадь в очередной раз переменилась. В 2017 году застройщики презентуют нам два, казалось бы, непохожих объекта: ТЦ с гордым самоназванием «Центральный рынок» и храм Новомучеников Российских в Сретенском монастыре. Новостройки стоят в начале и в конце поднимающегося в гору бульвара, но при взгляде с Трубной площади ТЦ выглядит как пьедестал храма, сочетаясь с ним не только эстетически, но и родственным обстоятельством своего появления.
Занятно бывает представить, что минувшую четверть века провел в какой-нибудь загадочной криогенной экспедиции, в полной изоляции от новостей с родины. А потом прибываешь в самое сегодня, ничего не зная ни про то, что умер, ни про то, что Лужка поперли, ни про то, что пейджер немоден. Мне кажется, внимательного взгляда на архитектуру хватило бы, чтобы сразу понять очень многое. Она говорит о времени правдивее лукавых текстовых источников. Окрестности Рождественского бульвара изменились довольно фатальным образом, но чтобы оценить эти перемены, надо вспомнить, что было до них.
Вид на Рождественский бульвар с Трубной площади. Версия 2017 года
Я впервые оказался здесь в начале 80-х - тогда еще надо было говорить «на улице Жданова». Свернули с мамой в случайный закоулок Рождественского монастыря - тогда еще надо было добавлять «бывшего». Там были квартиры и удивительный послевоенный московский уют, уже редкий в те годы: все эти лавочки у подъездов, зелень, доминошные столы, десятки подворотных котиков. Мы прошли мимо ворот Архитектурного института, у фонтана какая-то молодежь усердно небо коптила. Мама не знала о богатых алкогольных традициях МАРХИ и сказала: «Будешь хорошо учиться - станешь таким же». Ну я и стал.
Поступив в институт, я крепко обосновался на Рождественском бульваре, на ближней к пивному ларьку скамейке, так что перемены, начавшиеся в середине 90-х, происходили на моих глазах. Котиков в подворотнях к тому времени поубавилось, но в целом в этой округе Москва была еще та, заповедная. От Петровки до Лубянки простирался старый город, не менявшийся с начала XX века. Были отдельные выбитые куски в улицах, были отдельные некрикливые советские здания, но в целом местность была состоявшаяся, понятная и уютная. Автор не имеет сил в очередной раз вступать в полемику по вопросу о важности преобладания исторической застройки в историческом городе и просто принимает за аксиому: здесь было очень неплохо. Его, как говорится, если помыть - с ним жить можно.
Рынок на Трубной площади, 1890–1910-е годы
1 из 8Трубная площадь, 1902 год
© М.Шерер/pastvu.com
2 из 8Особняк, где в 1921–1922 годах находился Городской райком РКСМ
3 из 8Рождественский бульвар, 1940–1947 годы
4 из 8Кадр из фильма «Мне двадцать лет», режиссер Марлен Хуциев, 1964
5 из 8Трубная площадь, 1982–1984 годы
6 из 8Пивной ларек на Рождественском бульваре, 1993 год
© Р.Цеханский/pastvu.com
7 из 8«Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке. Кадр из художественного фильма «Железный занавес», режиссер Савва Кулиш, 1994–1996
8 из 8Но особенно неплохо было в начале Рождественского бульвара, у знаменитого ларька, стоявшего под огромными, может быть, самыми роскошными в Москве тополями. Во время учебы в институте большого труда стоило по дороге от метро не проскочить до конца Рождественки и не очнуться, уткнувшись носом в пивную: до того замечательно жилось под этими тополями, у перекрестка четырех бульваров.
Много уютных распивочных точек таили в себе и бывшие монастыри на южной стороне бульвара, Рождественский и Сретенский. На моей памяти никто не плясал брейк-данс на развалинах часовни - это были скорее такие романтические этюды из цикла «С чего начинается Родина». Например, незабываемая видовая площадка на крыше нынешнего Настоятельского корпуса - рядом была брешь в ограде и лестница вниз, прямо к ларьку. А вы, конечно, помните, что в ларьке разливали строго в принесенные стеклянные банки: их все время приходилось где-нибудь добывать, в том числе просить по квартирам. Так дядька, над комнатой которого мы имели обыкновение кутить, всегда давал тару и просил говорить шепотом в те часы, когда у него спят дети. Жили по совести.
15 марта в храме Новомучеников и Исповедников Российских на Лубянке прошла первая служба. Его продолжают докрашивать и декорировать - к Пасхе
Было очевидно, что все это лишь затишье, что грядут перемены, которых мы ждали и на которые надеялись. Но все же предполагалось, что люди, которые примутся менять город, окажутся не настолько тупыми и жадными, а обслуживающие их коллеги-архитекторы не настолько услужливыми и рукожопыми. Новостройки скрыли лучшие панорамные виды: от Петровского бульвара на Рождественский монастырь и от Рождественского бульвара на монастырь Петровский.
Перспективу Рождественки чудовищно захламила «Легенда Цветного», недвижимость имени Наоми Кэмпбелл, - помните, супруг-олигарх однажды подарил ей квартиру в своей новостройке? (в 2013 году пара . - Прим. ред. ) Исчезла половина старых домов, исчезли целые кварталы пыльных, но дико интересных проходных дворов, превратившись в «сплошное пятно» офисной, жилой и торговой недвижимости. Гуляя по улице, сворачивать можно лишь в двери разного рода заведений: они изобильны и прекрасны, но чего-то не хватает.
Главная беда Рождественского - ТЦ «Центральный рынок», успевший прославиться в народе под именем Навозного жука. Его согласовали в 1996 году как кафе-стекляшку на месте старого общественного туалета и начали строить в 2004-м. Вполне себе аллегория времени: объект заведомо не имеет права здесь находиться, так как Бульварное кольцо - памятник садово-паркового искусства, строительство капитальных зданий поперек него юридически невозможно. Однако объект плавно вырос до 3300 кв. м, ради него вырублено сто метров бульвара, включая те самые тополя, а его стройка 10 лет содержит бульвар в состоянии лютой разрухи, запросто перекрывая технической площадкой половину полос на внешнем проезде Бульварного кольца.
2 из 10
3 из 10
4 из 10
5 из 10
6 из 10
7 из 10
8 из 10
9 из 10
10 из 10
О точной дате открытия «рынка» пока не объявлено, но снаружи он наконец закончен. Объект зрительно запер бульвар и замкнул на себя Трубную площадь, явно не имея к этому призвания. Ситуацию спасает словно стоящий на его кровле собор, вознесшийся в прошлом году в трехстах метрах отсюда. Новостройки вполне сочетаются стилистически - этакая псевдотрадиционная, несколько нелепая в своей демонстративной важности архитектура. У ТЦ - щедрое изобилие балясин, у храма - бьющая через край декоративность фасадов. По сути, собор является таким же узаконенным самостроем: капитальное новое строительство в охранной зоне древнего монастыря в принципе недопустимо. Но Сретенский монастырь давно существует по отдельным правилам.
Снова оглядываясь в 1990-е, надо заметить, что в Рождественском и Сретенском монастырях будущее наступало по-разному. Оба они имели у себя на задах типовые школьные здания, выстроенные на месте монастырских садов. Рождественский избавился от лишней недвижимости, чтобы возродить сад, а Сретенский, используя мощный административный ресурс владыки , взял противоположную тактику. Надстроил мансардой и приспособил под семинарию здание изгнанной с территории школы, надстроил тремя этажами старые ампирные кельи, а под новый собор уместил несколько тысяч кв.м подсобной площади и двухъярусный паркинг.
В православии тоже бывает свой поп, свой рок и свой андеграунд. Отец, говорят, Тихон из тех звезд, которые собирают стадионы, - нелепо ему предлагать тур по подмосковным ДК
Глядя на собор издалека, кажется, что золотые купола успели пооблезть. Лишь подойдя ближе, понимаешь, что это орнаменты серебром на позолоте. Новостройка стоит на холме и при этом измельчена в деталях как вещь, рассчитанная на обзор с близкого расстояния. Но рядом нет пространства, чтобы любоваться вычурной отделкой, старые дома на бульваре собору жмут, и возникает опасение, что это еще не финальная стадия формирования ансамбля. дом Клары Кирхгоф . Москвичам известен неповторимый «дом с кариатидами», спасенный от гибели предпринимательницей из Сыктывкара (частный бизнес на Трубе тоже шел в будущее разными стезями). Дом Кирхгоф - сросшийся с ним стеною брат-близнец, увитый плющами двор которого был одной из лучших патриотически-воспитательных точек округи. Мы с ребятами условно называли его сердцем Москвы, и те, кому было велено брать две и подтягиваться в названное место, как правило, сразу понимали, о каком сердце идет речь. Так что характерно: 20 лет спустя разрушение продолжает не загадочное ООО в малиновых костюмах, а межрегиональная общественная организация исторического и культурного наследия «Дворянский союз». Как говорится, я просто оставлю это здесь - на скрижалях столичного краеведения.
Опять-таки с ребятами мы однажды уже собирали прессу, пытаясь привлечь внимание к бедствиям лучшего московского бульвара, и я предложил нарисовать поперек дороги пунктирную линию отрыва: вот здесь, где дворы и домики, будет Москва, а вот там, где пластмассовый офис и глубокоуважаемая Наоми, - не пойми чего. Но одна умная девочка сказала: «Видите ли, Саша, проблема именно в том, что Москва - везде». И когда понимаешь, что нет волшебной черты, за которой можно было бы спрятаться от навозного градостроительства и всего прочего, что каждому из нас не вполне по нраву, становится, как ни странно, легче.
Является одной из древнейших женских обителей города Москвы. Расположена святыня на пересечении Рождественского бульвара и улицы Рождественка.
Основала его еще в 1386 году княгиня Мария Константиновна, приходившаяся женой князю Андрею Серпуховскому, а также матерью князю Владимиру Храброму. Перед самой своей смертью основательница приняла монашеский постриг и была наречена Марфой. Случилось это в 1389 году.
Первоначально Рождественский монастырь располагался на территории Кремля в Москве и носил имя Рождества Богородицы что на Рву. Также есть предположение, что обитель на самом деле изначально создали у Кучкова поля на берегу речки Неглинной , где размещались владения Владимира Андреевича Серпуховского.
В 30-х годах пятнадцатого столетия постриг в монастырских стенах приняла жена князя Владимира Храброго - Елена Ольгердовна, нареченная Евпраксией. Она пожертвовала на обустройство обители несколько сел с деревнями. Прожила княгиня здесь до 1452 года и была предана земле, согласно завещанию, на монастырском погосте.
Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря и дальнейшая история
Одноглавый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был построен из камня в период с 1501 по 1505 годы. Культовое здание выполнили в стиле раннемосковского зодчества. Облик святыни значительно поменялся после большого пожара 1547 года: в течение 150 лет вокруг него проводили различное строительство.
История Рождественского монастыря связана с именем Соломонии Сабуровой - жены царя Василия III, которую насильно постригли здесь в монахини 25 ноября 1525 года и дали ей имя София. Пробыла царица в этих стенах вплоть до переезда в Покровский монастырь города Суздаля.
В один из летних дней 1547 года, во время случившегося на территории монашеской обители пожара, пострадали многие постройки, в том числе и каменный собор. Восстановили его довольно скоро по обету, данному женой Иоанна Грозного - царицы Анастасии Романовны. Сам царь издал указ о строительстве Никольского придела в южной апсиде Рождественского храма.
В 1670-х годах Рождественский храм становится местом погребения представителей княжеского рода Лобановых-Ростовских: к главному собору обители, с восточной стороны, пристроили их усыпальницу. Уже в девятнадцатом столетия сверху над ней вырос второй этаж для размещения там монастырской ризницы.
В период с 1676 по 1678 году возводится каменный храм во имя святого Иоанна Златоуста, а также трапезная и несколько приделов во имя святых Николая Угодника, Димитрия Ростовского и Филарета Милостивого. Средства выделила княгиня Лобанова-Ростовская Фотиния Ивановна.
На ее же деньги вокруг монастыря была выстроена в 1671 году и каменная ограда с четырьмя башенками.
В период с 1835 по 1836 годы над монастырскими Святыми вратами возвели колокольню с церковью, освященной во имя священномученика Евгения - епископа Херсонского. Проект выполнил архитектор Николай Ильич Козловский, а средства выделил С.И. Штерич.
Трехэтажные кельи были построены уже в начале двадцатого столетия. Там же разместили и классы церковно-приходской школы.
Реконструкцию церкви во имя Иоанна Златоуста выполнили по проекту зодчего Петра Алексеевича Виноградова в 1903-1904 годах. Этот же архитектор построил в 1904-1906 годах храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
При Рождественском монастыре, до прихода к власти большевиков, действовал приют для девочек-сирот.
Закрыли обитель в 1922 году, после чего основательно разграбили. Только серебряные ризы, снятые с образов, позволили вывезти около 17 пудов серебра. Иконы из храмов монастыря, правда, переместили сначала в церковь Николая Чудотворца в Звонарях, а уже после - в Знаменский храм в Переяславской слободе.
В годы советской власти помещения отдали под научные, учебные, а также конторские заведения. В кельях появились коммунальные квартиры. Интересно, что некоторым бывшим монашкам все же позволили остаться на месте, а две из них проживали в этих стенах вплоть до конца 70-х годов прошлого столетия.
Монастырский некрополь был разрушен, как и часть стен его окружавших.
В 1974 году Рождественский ставропигиальный женский монастырь передали в ведение МАРХИ, после чего здесь был открыт «Музей-заповедник древнерусского искусства и зодчества». После окончания реставрационных работ в Рождественском соборе создали архив одного из московских научно-исследовательских институтов.
В Москве бушует погода, ледяное нашествие. Жалко деревья, которые ломаются. Очень жалко людей, которые падают, скользят, мокнут в гигантских лужах на проезжей части. Кстати, а где коммунальные службы. Сегодня утром в нашем районе два дворника немного поскребли лопатами во дворе, и один чуть-чуть у метро, капля в море льда и воды.
Но вчера до наступления ледяного дождя удалось немного погулять по центру Москвы.
Рождественский - мой самый любимый бульвар Москвы. Люблю его за малолюдность, особенно зимой, за когда-то красивый спуск к Трубной площади, за два монастыря,
Дом 14 – усадьбой владела вдова графа Ф. В. Ростопчина Екатерина Петровна, в 1837 году его купил профессор медицины К.И. Яниш, его дочь Каролина вышла замуж за писателя Н. Ф. Павлова. Их дом становится центром литературной жизни, здесь бывали в разное время М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Е. А. Баратынский, А. А. Фет, Я. П. Полонский, К. С. Аксаков, братья Киреевские, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, П. Я. Чаадаев, композитор Ференц Лист. В 1867 году владелец дома - французский купец Э.Маттерн, с 1912 – Л.О.Вяземская.
Дом 12 сейчас занимает Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство). Построен в конце 18 века княгиней А. Голицыной, затем принадлежал семье Фонвизиных. В 1821 г. в доме проходил тайный съезд Союза Благоденствия, в котором участвовали: хозяева дома М. А. и И. А. Фонвизины, Н. И. Тургенев, И. Г. Бурцов, С. Г. Волконский, Ф. Н. Глинка, П. X. Граббе, П. И. Колошин, Н. И. Комаров, М. Ф. Орлов, К, А. Охотников, И. Д. Якушкин. В 1825 М.А. Фонвизин был здесь арестован, из этого дома в 1828 г. выехала в Сибирь к месту ссылки мужа Фонвизина Наталья Дмитриевна. Дом принадлежал разным лицам, затем его приобрела меценатка Н.Ф. фон Мекк, которая продала его в 1881 году, и дом принадлежал различным предпринимателям.
Вид на Малый Кисельный переулок
Дом 10 – построен в 1830-е гг. Д.Н. Сатиным, в начале ХХ века архитектор Кокорин надстроил дом до пяти этажей. Здесь была Женская гимназия Л. В. Розенплетнер.
Когда-то здесь была моя любимая панорама Москвы
Теперь тут недостроенный ресторан, прозванный «навозный жук»
Оптимизм внушает лишь вид на Рождественский монастырь
Трапезный корпус с храмом Казанской иконы Божией Матери построен в 1904-06 гг., архитектор П.А. Виноградов
Жилой дом, кон. 18 в., имеет адрес по Трубной площади, перестроен.
Ещё одно перестроенное заново здание – Неглинная плаза
Адрес:
Россия, Москва, пересечение улиц Рождественка и Рождественский бульвар
Дата основания:
XIV век (1386 год)
Основные достопримечательности:
собор Рождества Пресвятой, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Иоанна Златоуста, колокольня с церковью Евгения Херсонского
Святыни:
икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, иконы святителя Николая Чудотворца, частица мощей святой великомученицы Варвары, частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери, икона Рождества Пресвятой Богородицы
Координаты:
55°45"56.7"N 37°37"28.8"E
В самом центре города находится одна из древнейших женских обителей Москвы, летопись которой начинается с конца XIV века. Православный монастырь прошел через период расцвета и тяжелые годы забвения. В наши дни его храмы прекрасно отреставрированы и открыты для паломников и туристов.
Общий вид на Рождественский монастырь
История монастыря
В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича - Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.
Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля , а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.
По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.
В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго - Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.
Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара
При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.
В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей - Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.
В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного - царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.
В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.
В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.
К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.
Церковь Иоанна Златоуста
С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра - все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.
В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.
В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурные памятники
Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах. Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.
Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.
С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.
Колокольня с церковью Евгения Херсонского
С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.
Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.
Монастырь сегодня
Женская обитель - действующий монастырь, в котором постоянно проживает монашеская община, и дважды в день - в 7.00 и 17.00 проводятся церковные службы.
Вид на монастырь с улицы Рождественка
При монастыре открыта церковно-певческая школа, где женщины изучают Богослужебный устав, катехизис, литургику, сольфеджио и занимаются в хоровом классе. Обучение в ней рассчитано на три года. Здесь также работает библиотека, и проводятся занятия в воскресной школе. Монахини и послушницы ведут активную благотворительную деятельность, собирая вещи для малоимущих, бездомных и многодетных семей.
Святынями монастыря считают иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, целителя Пантелеимона, Оптинских старцев и Софии Суздальской. Кроме того, верующие приходят в монастырские храмы, чтобы поклониться частицам мощей великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.