Божья матерь иконы все образы. Подробный обзор. Фото, значения икон всех святых в православии и их описание
При возникновении сложных ситуаций в жизни каждый человек надеется на помощь с Небес. Чаще люди обращаются к Царице Небесной - великой Покровительнице всего человечества перед Всевышним. Ее образ в каждом православном храме располагается слева от Царских Врат.
Особое место среди Богородичных икон занимает Иверская икона Божьей Матери. Она является одной из самых почитаемых и знаменитых святынь православия.
История Святого Лика
Во время проведения 1 Вселенского Собора приверженцам арийской ереси был дан жесткий опор. С тех пор в православном христианском мире наступили мир и покой. Но в начале IX века появились яростные борцы с православными образами, уничтожающие святые лики.
Как раз в тот период на территории Никеи (ныне Турция) проживала благочестивая верующая вдовица с сыном-подростком. Женщина имела состояние, доставшееся ей от покойного супруга. На эти деньги вдова возвела церковь, в стенах которой покоилась икона Божией Матери. Иконоборцы, посетив храм, решили отобрать у женщины ее состояние, потребовав крупную сумму денег. Услышав отказ, один из нападавших со злости вонзил меч в Лик Богородицы.
И тут по иконе потекла струя настоящей человеческой крови. Бандиты сильно испугались и выбежали из церкви, предупредив вдову, что назавтра они снова вернутся за долгом.
Когда стемнело, мать с сыном взяли икону Богородицы и пошли к морю. Положив Лик на воду, они лицезрели чудо: икона сама встала в вертикальное положение и поплыла в таком состоянии по волнам прямо в открытое море. Пораженные увиденным, они вернулись домой, но испугавшись вероятного повторного прихода грабителей, не смогли остаться в родных стенах.
Иверская икона Божией Матери
Появление на Афоне
Сын отправился на Афон и принял иночество в Иверской обители. Историю о том, как икона сама встала на волнах и уплыла в море, новоявленный монах поведал братии. Но вскоре старцы, находящиеся у монастырских врат, заметили яркий и огромный огненный столб, поднимающийся над поверхностью моря. Зрелище было чудесным и страшным одновременно.
Матушка охраняет домашний очаг, покровительствует всем православным христианкам и ходатайствует об их нуждах пред Своим Сыном.
Оригинал святого Лика Богородицы хранится на Афоне в мужском православном монастыре иконы Иверской Божией Матери.
Празднование в честь Иверской иконы совершается несколько раз в году: 25 февраля, 6 мая, 26 октября, а также во вторник Пасхальной седмицы.
Посмотрите видео об Иверской иконе Божьей матери
Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.
Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.
Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".
Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".
Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.
Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.
Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).
В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.
К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.
Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.
Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.
Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.
Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".
Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.
Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).
Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.
Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.
Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).
Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.
Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.
Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.
Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.
Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.
Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.
Матерь Божия, спаси нас!
Исцеляющие иконы Пресвятой Богородицы
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году.
К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим».
Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков.
Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Ей молятся об исцелении болезней глаз.
Празднования по новому стилю:
21 июля и 4 ноября./Что соответствует старому стилю:
8 июля и 22 октября.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«ТРОЕРУЧИЦА»
Связана с именем приверженца почитания икон св. Иоанна Дамаскина, который был оклеветан перед калифом в Дамаске и наказан отсечением руки. Но Иоанн вымолил у Богородицы отсеченную руку и, в благодарность за это чудо, приписал к Ее иконе изображение серебряной руки. Эта икона была в XIII в. привезена в Сербию св. Саввой, а потом находилась на Афоне. В России ее список появился в 1661 г. и был помещен в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим). Точный ее список появился также в мужской Белобережской пустыни в Орловской губернии. Празднование чудотворному образу совершается дважды: 28 июня и 12 июля.
Перед иконой Божией Матери «ТРОЕРУЧИЦА» - молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре.
Дни памяти: 28 (11) июня (12 (25) июля
Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» стала известна с 1688 года, когда от нее в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, Евфимии, жившей в Москве на Ордынке, и страдавшей долгое время неизлечимой болезнью.
Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь как в дивную заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Ей молятся при общих болезнях, болезненном состоянии.Радуйся же вечно Ты, Небесная скорбящих Радость!
Празднование 24 октября/6 ноября
Тихвинская икона Божией Матери
Одна из особо почитаемых на Руси святынь.Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383.
Особенно прибегают к этой Иконе при болезнях детей.
Празднование совершается 26 июня(по старому стилю) / 9 июля(по новому)
Икона Божией Матери «Споручница грешных»
Икона прославилась чудесами в 1843 году в Николаевском Одрине монастыре. Первым получил исцеление парализованый мальчик, мать которого горячо молилась перед иконой.
Перед иконой Божией Матери "Споручница грешных" молятся об избавлении от эпидемии холеры и чумы,параличах,припадках.
Празднование(7/20 марта; 29 мая/11 июня).
Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
Чудесное явление святого образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он дошел до нищенского состояния, потерял здоровье — у него отнялись ноги. Однажды ему приснился святолепный старец и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи пред ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении одержимых недугом страсти пьянства и запоя, наркомании и табакокурения.
Празднование(5/18 мая).
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
Скоропослушница» чудотворная икона Божией Матери - святыня монастыря Дохиар на Афоне. Согласно афонскому преданию, в 1664 Богоматерь наказала монаха, проявлявшего небрежение к Ее образу, написанному на стене, а затем, после его раскаяния и молитвы, чудесно исцелила его и повелела именовать этот образ «Скоропослушницей».
Через Свою святую икону Матерь Божия совершала и доныне совершает многие исцеления: слепым дарует зрение, восставляет расслабленных, особо помогает при падучей болезни и бесновании. Многих верующих Она избавляла от кораблекрушений и освобождала от плена. Перед образом «Скоропослушницы» особенно молятся о духовном прозрении, в растерянности и недоумении, когда не знают, как лучше поступить и о чем просить,за детей, в просьбе родить здоровых детей,а также те, кому нужна быстрая и неотложная помощь, при раковой болезни.
Празднование 9 / 22 ноября
Икона Божией Матери, именуемая "Целительница"
История написания иконы Богоматери Целительница связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVIII столетия. Один из церковнослужителей Викентий Бульвенинский имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из неё преклонять колени перед образом Пресвятой Богородицы и произносить краткую молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!»И вот однажды Викентий тяжело заболел.Как-то, придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас увидел у своего изголовья ангела, который вместе с ним стал возносить молитвы к Божией Матери, прося Её исцелить болящего. По окончании молитвы ангела в необычном свете явилась Сама Богородица и исцелила больного.
Перед этой иконой молятся при различных телесных недугах, а также о рождении здоровых детей.
Празднование 18 сентября/1 октября
Икона Божьей Матери "Слово плоть бысть"
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» - великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.
Чудотворный образ благоговейно чтут во всем Амурском крае. Пред ним обычно молятся женщины, ожидающие ребенка.Чудотворный образ Богоматери изображает чревоношение Божественного Младенца, поэтому укоренился обычай молиться перед ним за матерей во время их беременности и болезней рождения. Известны случаи благодатной силы иконы "Слово плоть бысть" в тяжких муках разрешения от беременности.
Празднование (9/22 марта).
Икона Божией Матери «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА»
Эта древняя икона является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю. Она связана с именем святого Саввы Освященного — основателя лавры, расположенной некогда в 18 верстах от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 году, пророчески завещав икону знатному богомольцу из Сербии по имени тоже Савва. Через шесть столетий иноки дождались другого святого Саввы — архиепископа Сербского. «Млекопитательницу» он перенес в Хилендарский монастырь на Афоне, к основанию которого имел прямое отношение. В России «Млекопитательница» является иконой весьма редкой, хотя в 1860 году её список с Афона был послан в Курскую губернию и скоро обрел чудотворную силу.
Прежде всего, к иконе обращаются за помощью кормящие матери. Но эта икона - великая поддержка и для всех нас. Подобно тому, как Божественного Младенца питала Матерь Божия своим молоком, так и нас всех, православных христиан, чающих от Господа помощи и утешения, питает Небесная Царица благодатию, помощью,заступничеством Своим и помогает нам беспреткновенно войти в Царствие Божие,спасти свои души в радость Господа и Матери Божией.
Празднование (12/25 января).
Икона Божией Матери «Прибавление Ума» («Подательница Ума»)
Происхождением эта икона обязана глубокому верованию православных в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Сыном Своим о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною Истиною занимает главное место.
Иконе Божией Матери «Прибавление Ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении.К этой иконе обращаются, когда требуется "добавление ума" в помощь в учебе студентам и школьникам,а также при склерозе, атеросклерозе, недостатке ума, слабом умственном развитии. Кроме этого, к этой иконе можно обращаться с молитвой о помощи (прибавлении ума или вразумлении) при научной работе, работе над каким-либо проектом и т. д.
Празднование (15/28 августа)
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы.
В сказании о чуде, описанном святителем Димитрием Ростовским, говорится о том, как некий грешник, проводя жизнь в грехах, имел однако обыкновение преклоняться пред иконой Богоматери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!» Матерь Божия не отвергла его молитвы. Она стала молить Бога о помиловании грешника. И Господь даровал ему покаяние.
Икона называется так потому, что многие, с верой прибегающие к помощи Пресвятой Богородицы, получают через эту икону нечаянную радость прощения грехов и благодатного утешения.
Святой иконе молятся при тяжелых проблемах в жизни.
Празднование (1/14 мая; 9/22 декабря)
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.
Перед иконой молятся об избавлении от пожаров и смерти в огне.
Празднование (4/17 сентября)
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство.
В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от насилия, вражды между родственниками,об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.
Празднование (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября)
Смоленская икона Божьей Матери, именуемая «Одигитрия»
Одна из трех наиболее почитаемых в России икон (наряду с Владимирской и Казанской).По преданию, прославилась как великая защитница еще во время нашествия Батыя.
перед иконой молятся о даровании безопасной дороги.Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"
Празднование (28 июля/ 10 августа)
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали» была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Вследствие неоднократных перестроек храма, икона оказалась на колокольне.Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить.
Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».
В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» — и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.
На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалях и скорбях.
Празднование (25 января/7 февраля)
По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Иконы есть не только в храмах, но и в домах. Образ Божьей Матери считается одним из самых сильных, но важно знать для чего предназначен каждый из образов.
К иконе Божьей Матери обращаются за помощью, за защитой и утешением. Перед ее образом молятся, чтобы сберечь себя и своих близких от всех бед. Поэтому существует такое разнообразие образов Богородицы.
Те, кто хотят сберечь свой дом, держат у себя икону Богородицы . Известно, что молящиеся ей защищены духовно и физически от любого зла. С давних времен над входом вешают образ и просят у него защиты. Всего существует более 800 наименований образов. Те, где на руках ребенок, избавляют от недугов, помогают прозреть душой. Молитва доходит только в том случае, если шла от сердца и с добрыми намерениями.
Виды
Всего существует четыре вида икон Божьей матери:
1 Знамение. На этих иконах Богородица молится. Пишут ее по пояс или в полный рост. На ее груди изображение еще не рожденного Христа. Эта икона символизирует непорочное зачатие;
2 Одигитрия. Встречается чаще всего. Основная идея – Богородица направляет к вере. Изображается в полный рост, по пояс или по плечи. На руках у нее младенец. Одной она показывает на него. Иисус благословляет мать и верующих;
3 Елеуса. На иконах этого вида Божья Матерь всегда изображается с ребенком на руках. Символ единения матери и сына;
4 Акафистные. На них Богородица изображена без ребенка. Считается собирательным образом матерей, которые беспокоятся о своих детях.
Истоки
Первое изображение Богородицы было найдено во втором веке нашей эры в катакомбах.
Ее образы наносили на сосуды для благовоний. В 5 веке за Марией было утверждено право зваться Богородицей. На образах, что сохранились она держит на руках ребенка и сидит на троне. Ее изображения были выложены мозаикой в старых храмах, например, в церкви Санта Маджоре и в церкви Панагия Ангелоктиста . Образы Марии создавались в Византии . Одна из икон была привезена в Россию. Позднее была названа Владимирской и стала считаться эталоном иконописи. Копией византийских икон является Новгородская икона.
Как молиться
Иконы Божьей Матери считаются действительно чудотворными и к ним верующие обращаются за помощью. Богородица защищает. Если обратиться к ней с чистыми намерениями, то она исполнит просьбу. Простое чтение молитв не действует, поможет только искренняя вера. Молиться можно дома или в храме после службы. Самые частые:
- От голода. Урожай увеличивается, доход повышается;
- От недугов. Чаще просят о зрении;
- От пьянства. Пьяница станет трезвенником навсегда;
- От скорби. Успокаивается душа;
- Для защиты дома. Недоброжелатели не пройдут.
Чудо
Многие образы считаются чудотворными. Из московских:
- Милостивая. Находится в Зачатьевском женском монастыре. Она дарует женщинам материнство;
- Тихвинская. Дает защиту. Интересно, что при коммунизме церковь с этой иконой не была закрыта;
- Владимирская из храма Святителя Николая. Есть легенда, что она сберегла трижды Русь от врагов. Чтят эту икону в июне-июле и сентябре.
- Казанская Богородица. Первым чудом было ее спасение из пожара – она осталось нетронутой. Исцеляет и защищает.
Никто не знает, почему мироточат иконы. Обычно это происходит перед трагическими событиями. Интересно, что это явление появляется только на иконах, выполненных на дереве. Иконы мироточили перед событиями в Грузии, Беслане и Украине. Семистрельная икона мироточит уже 20 лет.
Значение
Иконы Божьей Матери символизируют единство Бога и человека.
Ее образ является собирательным – мать, что прощает своего ребенка, понимает и защищает его. Поэтому много икон и праздников, посвященных этому образу. Священнослужители наставляют, что нет больше боли, чем смерть собственного ребенка. Богородица прошла через эти муки и учит смирению верующих. Она жила в терпении, осиротела. Божья Матерь вышла за вдовца, его дети не любили ее.
Чтение молитв без веры и равнодушные визиты в храм не принесут ничего. Богородица учит людей оставаться добродетельными, быть смиренными в трудные минуты своей жизни и знать, что все может обернуться к лучшему.
Традиции
Трон принято рисовать в Греции и Италии. Богородицу на нем или в полный рост в России изображали обычно на фресках или иконостасах – на масштабных полотнах. Иконописцы больше писали ее по пояс или по плечи. Она – заступница и оберегает просящих.
В русской традиции икона – спутник . Ее брали с собой, молились перед ней и передавали своим потомкам. Считается, что чем больше лет образу, тем более могущественнее он. В России принято иметь больше одной иконы дома, а также в храмах их несчетное количество. Многие образы Матери Божьей считаются чудодейственными.
Каноны
В православной иконописи для изображения Богородицы используются следующие детали :
- Туника синего цвета;
- Чепец голубой;
- Мафорий;
Каждый элемент на иконе имеет смысл.
Звезды на мафории означают стадии жизни: зачатие, рождения и смерть. Кайма – прославление. Платок символизирует материнство, божественную принадлежность. Голубой цвет – символ девственности, чистоты. Иногда традиция нарушается, чтобы подчеркнуть определенную деталь. Божья Матерь без мафори я также считается отходов от церковных канонов. В православии венец пишется поверх платка. Само изображения венца пришло с запада. В ранних иконах Богородица была только в мафории.
Праздники
Более двухсот образов зафиксированы в религиозном календаре.
Один из важных праздников – Покров Богородицы. Он назван в честь одноименной иконы. На ней Матерь Божья изображена во весь рост. В руках у нее материя с изображением Иисуса, иногда она изображена без нее. Одна из наиболее чтимых икон – Торжество Пресвятой Богородицы.
Семистрельная
Этот образ от других отличает деталь: ее пронзают 7 стрел, иногда на их месте мечи.
Что же это значит? Как правило, у правого плеча три стрелы, а у левого четыре . Встречается образ с симметрией – по три с каждой стороны и одна снизу.
Значение
Когда на сороковой день жизни Иисуса принесли его к иерусалимскому храму, мудрец Симеон благословил его и сказал Богоматери, что «оружие пройдет душу». Он предсказал страдания матери о своем сыне. Считается, что семь стрел – символ грехов. Кроме того, число семь означает полноту, в этом случае полноту материнского горя. Неизвестна дата ее происхождения. Некоторые считают, что ей пять веков, кто-то считает, что больше. По легенде образ был найден в первой половине 19 века на обычной деревянной доске.
Божья Матерь обращается к своему сыну, чтобы заступился за искренне просящих. Однако, она видит грехи каждого из молящихся и это пронзает ее как стрелы.
Помощь
Этот образ – один из самых сильных. Молитвы у этой иконы помогают тем, у кого появились злые люди в окружении: завистники и недоброжелатели. Она помогает смягчать сердца, пробуждать в людях сочувствие и желание делать добро. Тот, кто болен, получит помощь Божьей Матери.
Были засвидетельствованы чудеса:
- Хромой, что нашел икону на лестнице колокольни излечился;
- Избавление Вологодской губернии от эпидемии холеры.
Считается, что если поставить икону Божьей Матери дома, то он будет защищен он дурного воздействия, а жители обретут физическую и духовную гармонии.
Кому она помогает:
- Тем, кто воюет. Она бережет их жизни;
- Тем, у кого есть завистники или враги;
- Больным каким-либо недугом.
Те, кто повесят дома или в кабинете эту икону, могут не беспокоиться за безопасность, так как она отводит зло и уберегает от конфликтов. Можно вешать маленький образ над дверью дома или на рабочем столе.
Где купить
Многие задаются вопросом: где покупать икону? Этот образ достаточно распространен, поэтому находится легко. Можно купить в церковной лавке. Они есть в практически любом торговом центре. Однако, перед тем, как разместить у себя дома, нужно освятить в церкви. Некоторые продавцы могут утверждать, что ничего не подделано, и продукция освящена, но лучше не рисковать.
Почему предпочтительнее покупать иконы в храме:
- Все иконы освящены;
- Нет подделок;
- Покупая в храме, вы поддерживаете его и позволяете ему развиваться.
Некоторые люди, кто увлекаются рукоделием, вышивают икону нитками или бисером, а также рисуют.
Где вешать
Обладатели этой иконы говорят, что домочадцы становятся мягче характером, спокойнее.
Сам дом становится благополучнее, поэтому ее хотят приобрести все верующие. Лучше всего размещать икону там, где будет удобно молиться.
Иконы – не декор, поэтому есть несколько полезных советов:
- Поблизости от икон не должно быть рядом таких предметов как косметика, статуэтки, украшения и другие нерелигиозные атрибуты;
- Не разрешается ставить иконы вместе с неиконописными изображениями и неканоническими атрибутами: картины по библейским сюжетам, календари, книги;
- Не стоит ставить недалеко от иконы изображения идолов современности: фанатские постеры различного наполнения или фотографии;
- Иконы обычно вешают на восточной стороне, чтобы приходила положительная энергия. Обратите внимание, чтобы перед ней было свободное место;
- Рядом с иконой разрешено держать религиозную литературу, свечи и другие религиозные атрибуты;
- Чтобы дома сделать иконостас, уместно использовать полку, специальную конструкцию или киот. На гвозди они обычно не вешаются;
- Если ставятся несколько ликов, то нужно следить за иерархией: по центру два старших лика, а слева и справа рядом ниже младшие;
- Часто вешают над дверью;
- Место, где стоит икона, держат в чистоте.
Как молиться
Священнослужители говорят, что если человек не знает молитв, но верит, то он может молиться Богородице, и она примет его просьбы.
Молиться стоит каждый день, особенно, перед выходом из дома. Помыслы обязательно должны быть самыми искренними иначе она не услышит молящего о помощи. Просьбы об исцелении, о прекращении ссор и конфликтов то, в чем может помочь Семистрельная .
Дни празднований
Иконы разные, но так как они относятся к одному виду, то чествовать их решили в одни дни. Это происходит:
- 13 августа;
- После Пасхи на 9 воскресенье;
- После дня Святой Троицы первое воскресенье.
Известные списки
В Москве есть две иконы, которые мироточат. Одна находится в храме Архангела Михаила, а другая в деревне Бачурино.
Ее делали на заказ, но когда хозяйка заметила, что икона мироточит, немедленно отдала ее церкви. После этого икона была признана чудотворной и ее вывозили за рубеж и показывали в городах России. Другая икона расположена в церкви Святого Лазаря, что находится в Вологде. Была привезена после войны. Два раза в год к ней приходят паломники.
Еще одна икона находится в венецианской часовне. Ее нашли итальянские солдаты во время Второй Мировой Войны. Икона была найдена в разрушенном доме и передана священнику. Итальянские силы были разбиты, а священник спасся. Затем в Венеции построил часовню для иконы. Говорят, что до войны эта икона принадлежала мужскому монастырю.
Казанская
Считается, что Казанская Богоматерь оберегает от врагов и лечит недуги.
Те, кто попали в беду, могут попросить у нее помощи и защиты. Эту икону можно ставить дома или дарить. Этот образ относится к виду «Одигитрия», то есть, ее цель – направить человека на истинный путь.
История
В 16 веке в Казани случился пожар. Святой лик обнаружила маленькая дочь купца Матрона. Во сне к ней явилась Божья Матерь и сказала ей достать икону из пожарища. На удивление, образ не пострадал и выглядел новым. На месте обнаружения иконы был возведен женский монастырь. Икону отдали на хранение в Успенский собор. Однако, в 20 веке икона была украдена, а затем уничтожена. Сохранились лишь копии образа. После основания храма, Матрона и ее мать стали игуменьями.
Даты празднований
В честь этого лика принято праздновать дважды в году:
- 21 июня. В этот день девочка увидела видение Богородицы. Празднуется с 16 века;
- 4 ноября. Москва была освобождена Мининым и Пожарским осенью 1612 года.
Перед решающим боем люди молились и просили заступничества. После революции 4 ноября перестал быть праздником, в 2005 стал Днем народного единства. В эти дни проводится одна и та же служба.
Расположение иконы
В ранние годы она располагалась в Третьяковской галерее. Ее копия хранится в домовом храме Московского Патриаха. Эта копия – подарок Римской Католической церкви в честь завершения соперничества между церквями. Наиболее приближенная копия к оригиналу хранится в Князь-Владимирском соборе , что в Санкт-Петербурге.
Значение
Казанская Божья Матерь помогает людям осознать и найти свой истинный путь по жизни.
Ей молились во времена Смуты и благодаря ее защите войска отбили Москву от польских захватчиков. Петр I молился ей перед Полтавской битвой. В Отечественную войну 1812 года она помогла солдатам одержать несколько побед. Богородице молился Кутузов, перед тем, как направиться в армию.
С ней связаны чудеса, которые случались во время крестных ходов:
- Неизвестный паломник излечился от своего недуга;
- Невестка знатного человека избавилась от болезни ног;
- Новорожденный прозрел;
- Из нескольких женщин вышли бесы.
После этого к иконе поспешили все страждущие.
На защиту Казанской Богоматери могут уповать не только военные или политические деятели, но и простой народ. Если просить от чистого сердца, то она дарует свое покровительство каждому просящему.
Чем помогает
Казанская Богородица помогает всем , кто верит и просит помощи:
- Обращаются, чтобы Казанская Божья Матерь благословила брак молодых;
- К ней обращаются семейные пары с просьбой обрести гармонию в их отношениях и избавить от несчастий
- Больше всего она благосклонна к детям: оберегает их от несчастья, злых людей и помогает на жизненном пути;
- Молят ее о помощи солдатам и защите родной земли;
- Она помогает найти верное решение и избежать неудачи. Свидетели рассказывают, что к ним она приходила во снах и говорила, что и как нужно делать, а от чего стоит отказаться. Таким образом, человек избегает беды;
- Ей молятся в трудные времена, когда не хватает сил, чтобы бороться. В скорби она утешит просящего и даст ему наставления;
- Она помогает при ослабевающей веры в душе, лечит недуги. Ее просят вернуть зрение. Помогает духовно прозреть.
ВИДЕО: Заступница. Казанская икона Пресвятой Богородицы
Заступница / Казанская икона Пресвятой Богородицы
В центре сюжета картины - Ватиканский список Казанской иконы Божией матери - главная православная святыня Казани.
Иверская
Свое название икона получила от монастыря, в котором находится. Он стоит на священной горе Афон. Люди зовут ее Привратницей.
В основном она помогает в избавлении от болезней, защите дома от нежеланных гостей. Монахи рассказали, что она предупреждает о негативных событиях, которые произойдут в мире в скором времени.
Где хранится
Впервые упоминается в 9 веке. В тот период над изображениями святых издевались, и они подлежали уничтожению. По легенде образ был спасен вдовой, но об этом узнали. Воины ворвались в дом женщины и проткнули образ, он закровоточил. Женщина помолилась Богородице и пошла к воде. Когда икона коснулась воды, то поплыла вертикально. Слух об этом дошел до горы Афон. Сын вдовы стал монахом на горе.
Недалеко от нее сотни лет назад причалил корабль с Марией. В 5 веке была создана обитель. Однажды монахи увидели столб огня из воды. Они пытались приблизиться к образу, но он отплывал по мере их приближения. Монахи молились Богу, чтобы он подарил икону им. Спустя некоторое время старцу привиделась Матерь Божья и сообщила, что отдаст им икону. Но для этого он должен явиться к ней по морю.
Братья разместились на берегу и начали молиться, пока старец шел по воде. После получения три дня ее держали в часовне и молились. После этого ее переместили в храм, а на месте, где она была, появился источник. Потом она появилась над воротами, ее снимали и возвращали на место, но образ опять появлялся над воротами.
Богородица снова явилась старцу и сообщила, что охранять ее не нужно, она сама будет хранительницей обители. Монахи построили церковь над вратами и образ до сих пор там находится. Чтят ее во вторник Светлой седмицы. Тогда совершается крестный ход к месту, где старец получил святыню.
К ней обращаются с молитвами о помощи, просьбами об исцелении или заступничестве. Говорят спасибо за оказанную помощь, в тяжелых жизненных ситуациях. Ее считают символом наивысшей доброты, кротости, целомудрия и мудрости. Она – Божья Матерь, иконы которой есть в каждом православном храме, а все образы трудно перечислить и обозреть. Также она присутствует и в домах людей, которые верят в Бога, соблюдают его заповеди.
Различные варианты икон
Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.
Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:
- Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
- Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
- Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
- Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.
Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:
- Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
- Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
- Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
- Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.
Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону
Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.
Общие детали образа
На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.
Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.
Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.
Молитвы Пресвятой Богородице
На самом деле молитв огромное количество, также как икон. Разные образы могут прославляться в разные дни церковного календаря.
Молитва 1
Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!
Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!
Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!
Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Молитва 2
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Молитва 3
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.