Богданов И., и др. Психология и педагогика. Гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Простуда. Причины Простудных заболеваний
Люди, изучающие психологию профессионально или для использования в другой профессиональной сфере, черпают знания, в основном, из специальной литературы. Но особенность психологии состоит в том, что исследования – далеко не единственный источник психологических знаний.
Каждый человек, в процессе общения с другими людьми, приобретает некоторый опыт житейской психологии. У отдельных людей может накопиться большой запас житейской психологической мудрости. Такие знания конкретны, практичны и достаточно просты, но они всегда фрагментарны и не полностью осознаны, область их применения ограничена, поскольку ограничен любой, даже самый богатый жизненный опыт отдельного человека.
Источником психологических знаний могут быть произведения искусства. Крупные писатели, художники и актеры достигали больших высот в описании и изображении внутреннего мира и поведения людей. Знания, которые можно почерпнуть из произведений искусства, образны, эмоциональны и конкретны. Но они фрагментарны и субъективны, поскольку отражают взгляд на мир и людей конкретного человека, пусть даже и гениального.
В последнее время многие профессиональные психологи допускают использование опыта так называемой "эзотерической" (скрытой, тайной) психологии или парапсихологии. В рамках этого направления делаются попытки изучения таких явлений как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п. Независимо от конечного результата, эти эксперименты могут дополнить сведения о психическом мире человека. Мистические философские подходы к психике человека используются в некоторых видах психотерапии.
Таким образом, источники психологических знаний не ограничиваются академическими курсами. Знания, почерпнутые из житейского опыта и произведений искусства, могут быть весьма полезны. Но для того, чтобы заниматься психологией профессионально или свободно применять психологические знания в других областях (экономике, технике, педагогике, медицине, торговле и т.д.) необходимо особое изучение психологии как науки. Только полученные таким образом систематические знания могут быть полезны в самых разных, даже далеких от личного опыта, ситуациях для понимания себя и других людей.
Как уже было сказано выше психика – сложное целостное образование, однако, можно выделить ряд психических процессов и состояний, различающихся по содержанию и по своей роли в построении внутреннего мира человека и в регуляции поведения:
познавательные процессы – с их помощью человек познает мир, строит образы объектов, формулирует понятия, суждения, умозаключения; к ним относятся: ощущения, восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь;
эмоциональные явления – переживания отношений к тем или иным предметам и событиям; к ним относятся: чувства, страсти, настроения, тревожность, стрессы, аффекты и т.п.
мотивационные и волевые явления обеспечивают регуляцию деятельности человека, его воздействия на окружающий мир и на себя; к ним относятся: мотивация, интерес, воля, саморегуляция и т.п.
психические состояния активизируют или тормозят протекание психических процессов, могут придавать им особый качественный оттенок; к ним относятся: усталость, напряженность, внимательность или рассеянность, вдохновение и т.п.
индивидуальные психические свойства придают своеобразие личности каждого человека; к ним относятся: темперамент, характер, способности, самооценка и многие другие свойства;
особые психические явления характеризуют включенность человека в межличностные отношения; к ним относятся: внушаемость, конформность, конфликтность, симпатии и т.п.
Все психические явления могут в большей или меньшей степени осознаваться человеком или протекать бессознательно.
Приведенное деление психических процессов на группы не абсолют, разные авторы могут включать одно и то же явление в разные группы, например, внимание может быть рассмотрено и как познавательный процесс, и как состояние. В естественном потоке жизни человека психика едина и выделение отдельных явлений нужно лишь для ее лучшего понимания и удобства описания.
Тема 1. Психика человека как предмет научного изучения.
Происхождение слова "психология". Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что её сын, бог – небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюблённых, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а её стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Так влюблённые соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.
Само слово "психология", образованное из греческих psyche (душа) и logos (наука), впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Х.Вольфа. Т.о., буквальный перевод этого слова – наука о душе.
Понятие "психология" употребляется в обыденном, житейском смысле. "Психолог" говорят о человеке, который, благодаря опыту, может многое почувствовать, заметить, понять в других людях. В этом смысле каждый из нас "психолог" и занимается "психологией". В процессе взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми (в быту, в труде, в общении) мы формируем определённые представления о внутреннем мире других людей, пытаемся объяснить причины их поступков, понять их чувства, мысли, отношение к окружающему миру. Источником такого "понимания", истолкования других людей служит, главным образом, наш опыт. Для того, чтобы наши суждения, наши выводы превратились в науку, нужно, чтобы наше знание обладало рядом свойств.
Итак, что такое наука вообще?
В 1432 г. в одном из крупных монастырей Италии возникла горячая дискуссия, которая привлекла выдающихся учёных того времени со всех концов Европы. На диспуте обсуждался вопрос: сколько зубов у лошади. 13 дней продолжались бурные споры с утра до ночи. Было поднято всё священное писание, сочинения отцов церкви и святых. Проявлена была грандиозная эрудиция, сталкивались противоположные мнения, но спорящие никак не могли прийти к какому – нибудь определённому выводу. А на 14-й день один молодой монах внёс неслыханное и чудовищное предложение. Он предложил привести лошадь, открыть ей рот и посчитать, сколько у неё зубов. Это предложение вызвало яростный гнев всей высокоучёной аудитории. Учёные мужи и монахи обрушились на молодого богохульника с воплями, что он предлагает невиданные. еретические, богохульственные способы исследования. Его избили и выбросили из аудитории. А высокий учёный совет принял решение, что сей вопрос о количестве зубов у лошади навеки останется для людей великой тайной, потому что, к сожалению, нигде в писании святых отцов церкви об этом не сказано.
В сущности то, что предложил молодой монах, и было началом научного метода. Наука начинается там, где вместо того, чтобы отправляться от того, что кто-то сказал, мы отправляемся от наблюдений над самими фактами.
Наука начинается там, где есть наблюдение и фиксация достоверных фактов (сведения, полученные не из источников, которые являются для нас авторитетными, а из окружающего мира, природы, путём наблюдений). Причём наблюдается не всё подряд, не бесконечный поток фактов, а выбирается цель наблюдения. Т.е., для того, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, наблюдение должно быть целенаправленным. Это может быть вопрос о свойствах предметов; вопрос о связях предметов (почему происходит то или иное явление, как они связаны между собой, что является причиной); вопрос об условиях , в которых эти связи проявляются (эти условия учёные или ищут, или сами создают).
Любая область знаний, для того, чтобы называться наукой, должна иметь свой объект изучения (то, на что направлено внимание науки), свой предмет (одна из сторон объекта, то, что конкретно в этом объекте изучает наука), свой понятийно-категориальный аппарат и свои, отличные от других наук, методы исследования, изучения предмета.
Объектом психологии является человек. Предмет психологии – психика, психическая деятельность человека. Психика представляет собой функцию, т.е. способ действия, определённой формы высокоорганизованной материи – нервной системы и в высшем её проявлении – мозга. Психическое – не материально. Функция не является чем-то материальным. Это – процесс, действие. Так, например, функция автомобиля – езда. Сам автомобиль, разумеется, вполне материален. Но его перемещение в пространстве не является самим автомобилем. Оно представляет собой процесс – изменение положения автомобиля в пространстве.
Именно в таком смысле является нематериальным психическое. Его носитель материален. Это – мозг. Механизмы, её порождающие, материальны. Это – физико-химические процессы в нервной системе. Но сама психика не материальна. Она – результат этих процессов, как перемещение в пространстве, результат физико-химических процессов, которые происходят в механизмах работающего автомобиля.
Психологическое знание традиционно выступает в трех ипостасях: (1). знание психологических понятий и теорий; (2). знание фактов и закономерностей, обнаруженных другими исследователями и описанных ими в литературе; (3). психологическое знание о конкретном человеке. Рассмотрим последовательно эти разделы.
Первый раздел можно было бы назвать теоретическим. Однако вряд ли мы можем говорить о единой международной или даже единой российской психологической терминологии. Знание психологических понятий можно сравнить со знанием языков – родного и иностранных. Родной язык будет составлять терминология, принятая в психологической школе, в которой сформировался данный психолог, иностранными – все остальные. Это не освободжает психолога, претендующего на определенную образованность, от необходимости знать и иностранные языки. Знание психологических понятий предполагает терминологическое многоязычие, то есть активное владение по крайней мере основными терминологическими языками. Знание психологических понятий – это умение дать им разные определения и проанализировать вытекающие из этих различных определений следствия. Таковыми следствиями являются определения других психологических понятий, связанных с первоначально определенным понятием.
Один из способов преодоления этого противоречия состоял в отстранении психологии от собственного предмета, когда психолог делал вид, что он сам субъективно не участвует в процессе психологического обследования или что его личное участие не вносит никаких изменений в результаты обследования (или вносит минимальные искажения, на которые можно сделать впоследствии соответствующую поправку).
Переходя теперь к такой разновидности психологического знания, как выявленные в экспериментах закономерности, мы должны прежде всего обратить внимание на то, что многие из них были получены в искусственном вакууме психологического эксперимента, нарушающем реальные условия психической жизни и человеческого взаимодействия. В сущности, знание чужих экспериментальных результатов и выявленных другими исследователями закономерностей – это знание чужих интерпретаций того, что было объявлено этими исследователями экспериментальным фактом.
Мы приходим к тому, что психологическое знание – это знание, обобщающее знания о конкретных людях. Путь психологического познания – путь постижения сначала одного человека, выявления закономерностей, присущих одному этому человеку. Следующим шагом является изучение другого человека и установление присущих ему закономерностей психической жизни. Если какие-то из выявленных индивидуальных закономерностей совпадают, мы можем говорить уже о более общей закономерности. Единицей психологического исследования, таким образом, является не какой-то отдельный показатель или частная характеристика, а индивидуальная закономерность психической жизни.
Психологические знания социальный работник приобретает из самых различных источников, как общих , какие доступны ему на протяжении длительного отрезка времени, так и частных , когда информацию о том или ином психологическом явлении или событии можно получить по конкретным деталям или в течение краткого промежутка времени.
Общие источники условно распределяются по четырем большим группам (Немов Р.С. , 1998).
Первый источник , с ним человек сталкивается в детстве, - это окружающие его люди: мать, отец, родственники, заменяющие их люди. Они психологически оценивают ребенка, характеризуют его поведение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе; в результате у него складывается определенная самооценка, которая, по сути, является оценкой, сформированной у него другими людьми. Психологические характеристики, которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что он сам видит, общаясь с ними и изучая о них отзывы окружающих. Соотнося собственные впечатления с оценками других, человек формирует образы этих людей.
Вторым источником психологического познания являются практические дела и продукты человеческой деятельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей деятельности и деятельности других, человек формирует представление о собственных качествах, способностях и возможностях. У него складывается самооценка знаний, умений, навыков, деловых, волевых и прочих персональных качеств. Сопоставляя чьи-то достижения со своими собственными успехами и неудачами, человек формирует образы других людей.
Третьим источником психологического самопознания и познания других людей могут служить разного рода испытания и критические жизненные ситуации, когда человек наиболее ярко проявляет свои особенности. Тесты, дополнительно используемые в иных случаях, дают наиболее достоверную и точную информацию о человеке. Они же зачастую являются единственным источником знаний о таких психологических свойствах людей, которые невозможно наблюдать и оценивать непосредственно.
Четвертый источник психологических знаний - произведения науки, литературы и искусства. Бесценным источником, можно сказать, учебником психологического познания людей являются произведения великих писателей, знатоков человеческих душ: это Шекспир, Чехов, Достоевский, Толстой, Стендаль, Бальзак и др.
Естественно, психологическое познание другого человека не ограничивается только глобальными источниками. Более частными , но вполне предметными источниками для пополнения психологических знаний социального работника о человеке могут быть следующие.
1. Рукопожатие , которое может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность:
слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук - безразличие;
продолжительное рукопожатие и влажные руки - сильное волнение;
немного затянутое рукопожатие наряду с улыбкой - дружелюбие;
ладонь, повернутая вниз , - желание главенствовать;
ладонь вверх - покорное рукопожатие, передача инициативы другому;
руки партнера остаются в одинаковом положении - уважение;
прямая, не согнутая, рука - напоминание о неравенстве;
пожатие кончиков пальцев - сохранение дистанции;
жест «перчаткой» - честность партнера, ему можно доверять.
2. Конституция тела , при этом:
хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, узкие плечи, длинные и худые ноги (лептосоматик) - указывают на склонность к колебаниям эмоций, упрямство, неподатливость, замкнутость, трудности в приспособлении к окружающим (шизотимик);
выраженная жировая ткань, тучная конституция, средний или маленький рост, большой живот, круглая голова на короткой шее (пикник) - данные признаки указывают на перепады эмоций между радостью и печалью, легкость в контактах с людьми, реалистичность во взглядах (циклотимик);
развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра (атлетик) - все это свидетельства спокойного нрава, малой впечатлительности, сдержанности жестов и мимики, невысокой гибкости мышления, часто мелочности (иксотимик).
3. Индивидуальность (графологичность) почерка ,по ней можно судить об индивидуальных особенностях человека. При этом выделяются следующие закономерности (Щеголев И. , 2007. С. 12–13):
Почерк характеризуется степенью геометрической выдержанности письма. Речь идет о выровненности линий, строк и полей, величине интервалов между словами и строками, одинаковости нажима. Степень выдержанности письма зависит от воли человека, запасов его внутренней энергии, способно-сти напряженно трудиться, уравновешенности характера.
Всякие преувеличения в почерке указывают на стремление автора письма выделиться, обратить на себя внимание, компенсировать отсутствие желаемых качеств.
Витиеватость почерка говорит о самодовольстве, хвастливости, ограниченности, нарочитости поведения.
Волнистые линии в письме и в подписи присущи людям изворотливым, хитрым, умеющим приспособиться.
Обилие угловатых линий в письме указывает на твердость, настойчивость, конфликтность.
Закругленность линий в письме характерна для миролюбивых людей, сглаживающих конфликты, умеющих поддерживать добрые отношения.
4. Особенности лица (физиогномические данные) также могут многое сказать о человеке. К примеру, американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера в 10 тысячах досье показали:
темноглазые дети более жизнеспособны и инициативны;
темно-голубые глаза у взрослых - признак настойчивости и склонности к сентиментальности; к тому же эти люди капризны;
люди с темно-серыми глазами упрямы и смелы, вспыльчивы и злопамятны, ревнивы, но однолюбы;
кареглазые веселы, остроумны, вспыльчивы, влюбчивы, но непостоянны во всем;
светло-карие глаза указывают на застенчивость, склонность к уединению;
синеглазые - романтики, правдивы, но амбициозны и эгоистичны;
зеленые и серо-зеленые глаза - люди с сильной волей, постоянны, целеустремленны, но жестки и несговорчивы.
5. Мимические выражения несут более 70% информации о том, что переживает человек. Установлено, что полное сообщение усваивается человеком через мимику и жесты на 55%, через интонацию - на 38% и через слова - лишь на 7%. К примеру, взгляд может быть:
деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) - это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения;
интимным, когда взгляд направлен ниже лица - на другие части тела до уровня груди; такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении.
6.Жесты могут подразделяться на следующие виды (Ниренберг Дж., Калеро Г. , 1990):
жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.;
жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.;
жесты самоконтроля - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
жесты неискренности - «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу», как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; «бегающий взгляд» и др.
Но и этот перечень является далеко не исчерпывающим. О человеке дает информацию буквально каждая деталь, с ним связанная. Информативны в психологическом плане и такие факторы, как: возраст человека, фамилия, имя, отчество, дата его рождения, особенности одежды, аксессуары, манера улыбаться и смеяться, особенности речи и т.д. Заслуживают внимания нюансы в изменении поведения человека в сравнении с общим контекстом взаимодействия с ним.
1.4. Психология социальной работы:
Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, - везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово "психология" появилось в литературе в XVI веке, по мнению других - в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово "психология", расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает "учение о душе" или "наука о душе" - соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение). И в житейской психологии, и в искусстве чаще используется слово "душа", слово "психология" употребляется реже. И, наоборот, в науке понятие "душа" теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие "психика".
Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова "психология" и "психологический" можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.
Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:
1) житейская психология,
2) искусство,
3) научная психология,
4) практическая психология,
5) парапсихология.
Житейская психология
В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова "психология", "психолог", "психологический", не всегда задумываясь над их содержанием. "Этот человек - хороший психолог", - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. "Такая уж у него психология ", - говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа "Ну, он просто псих", означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.
Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.
Главный критерий истинности знаний житейской психологии - признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология - это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.
Психологические знания в искусстве
Важнейший источник психологических знаний - произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. "Какой художник, и какой психолог!"- говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.
Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, "что" изображают, но и то, "как" это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве - узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний - конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).
Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово "психолог" используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).
В строгом смысле слова психолог - это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.
Научная психология
Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности... Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений - две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний - их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии - прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.
Практическая психология
Четвертый источник психологических знаний - практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.
Парапсихология
Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. "Эзотерическое знание" буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность - главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).
На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172).
Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.
Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова "психолог".
Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.
Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.
Литература
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1,гл. 2иЗ.
2. Гиттельсон Б. Парапсихология - это просто. М.: Агентство "ФАИР", 1997.
3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52.
5. Климов Е.А. Гипотеза "метелок" и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 3-12.
6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. С. 246-250.
7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170-172.
8. Рицль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Инициатива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.
9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гуманитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75-85.
10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121-127.
11. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20-30.