Библиография роберта райха на русском языке. Телесно-ориентированная терапия: мышечные упражнения Вильгельма Райха. Германия и «Секспол»
![Библиография роберта райха на русском языке. Телесно-ориентированная терапия: мышечные упражнения Вильгельма Райха. Германия и «Секспол»](https://i2.wp.com/b17.ru/foto/uploaded/6c806ad80df62ab0c195846f327d4b88.jpg)
Вильгельм Райх – учёный, живший в XX веке, создатель вегетотерапии. Это направление психологии, которое решает психологические проблемы человека путём воздействия на физическое тело.
В этой статье
Личность и биография Вильгельма Райха
Вильгельм Райх прожил насыщенную и тяжёлую жизнь, полную невзгод и разочарований. Он был не просто психологом, а талантливым учёным, который пытался помочь человечеству.
В. Райх – один из основоположников европейской школы психоанализа
Вильгельм Райх родился в с. Добряничи в 1897 году на территории Австро-Венгрии. Родители были евреями, но воспитали сына в немецких традициях, приобщая к культуре Запада.
Мать Вильгельма покончила с собой, после того как будущий учёный застал её в постели с любовником и рассказал об этом отцу. Отец ненадолго пережил супругу. Через три года он умер от туберкулёза. Райх всю жизнь винил себя в произошедшей трагедии.
Вскоре после смерти отца Вильгельм поступил на военную службу. Шла Первая мировая война. Отслужив, он переехал в Вену, где стал студентом-медиком Венского университета. Случилось это в 1918 году. Во время учёбы он заинтересовался модным тогда психоанализом.
В 1922 году Райх стал первым ассистентом доктора Зигмунда Фрейда. После конфликта в 1927 году их пути разошлись, и Райх создал собственное направление в психологии. Причиной конфликта с Фрейдом послужила разница в политических взглядах: В. Райх был ярым марксистом.
Последующие годы Вильгельм Райх занимался наукой и политикой. Он вступил в Коммунистическую партию и открыл клиники в Германии. Его новаторские идеи вызывали в среде коммунистов неодобрение, а психологи порицали его за политические взгляды.
Вскоре Райха исключили из партии коммунистов и ассоциации психоаналитиков. Вот идеи учёного, за которые он подвергся осуждению:
- Проведение занятий по сексуальному воспитанию как мер борьбы с венерическими заболеваниями.
- Разрешение абортов.
- Разрешение разводов.
- Бесплатная раздача контрацептивов для контроля над рождаемостью.
Райх переехал в Данию. А вскоре - в Норвегию, где увлёкся биоэнергетикой.
В 1939 году учёный уехал по приглашению в Америку. В Нью-Йорке Райх развивал идею об оргоне, жизненной энергии, которая движет всеми живыми существами.
В середине XX века Райх создал оргонный аккумулятор, с помощью которого удалось вылечить пациентов, больных раком и эпилепсией.
Один из первых прототипов рабочего оргонного аккумулятора
Но, несмотря на это учёному было отказано в выдаче лицензии на производство оргонного аккумулятора. Кроме этого, В. Райху было запрещено заниматься производством и развитием аппарата, но учёный ослушался властей и был арестован. Он умер в тюрьме в 1957 году.
Властям не удалось подавить развитие нового течения в телесно-ориентированной психотерапии – вегетотерапии. После смерти Райха его идеи продолжили развивать сотни других учёных, среди которых были ученики самого В. Райха.
Современное научное сообщество не признаёт вегетотерапию и считает её лженаукой.
Мышечный панцирь
Райх был наблюдательным человеком. Во время практики у доктора Фрейда , Вильгельм наблюдал за его пациентами и заметил, что у людей со схожими проблемами есть физические сходства.
Эти наблюдения привели его к выводу, что характер человека зависит от строения тела. Характер, как утверждал учёный, это не только моральные принципы и мысли, но и привычные позы, жесты, движения.
Каждый человек в течение жизни вынужден подавлять гнев, страх и сексуальное возбуждение. Это приводит к мышечным зажимам в определённых областях тела. Мышечный панцирь, по Райху, это множество хронических зажимов мышц в теле человека. Такой панцирь – это способ защититься от внешнего мира.
Как и Фрейд, Райх делал акцент в своих исследованиях на сексуальность человека. Но в отличие от наставника, Вильгельм считал, что между моралью и инстинктами лежит огромная пропасть, в которой кроется подавленная сексуальность. Он считал, что жизнь в обществе виновата в том, что у людей появляются психологические заболевания. Ведь многие темы для общества под запретом, в том числе и тема секса.
Каждый человек рождается свободным, считал учёный. Но с годами свобода ограничивается всё больше и больше. Виной этому установки и правила:
- морали;
- религии;
- образования.
Оспорить их нельзя, а нарушитель подвергается общественному гнету и порицанию. Из-за этого многие живут, руководствуясь правилом, что выделяться нельзя, нужно быть как все, иначе наказания не избежать.
Семь сегментов мышечного панциря
Когда происходит подавление негативных эмоций, в теле человека возникает мышечный зажим. Если проблема не решается и подавление продолжается длительное время, то зажимов становится много. Тело человека превращается в клетку. Но реагировать на проблемы люди начинают, только когда мышечные зажимы приводят к развитию болезней: деформации осанки, появлению грыжи или опухоли.
Чтобы излечиться, больному нужно постепенно распустить семь сегментов мышечного панциря. Райх называл этот процесс психологическим ростом.
Мышечный панцирь состоит из сегментов, включающих в себя:
- Глаза и лоб. Для зажима этих мышц характерны проблемы со зрением. Они возникают, когда человек подавляет страх, не желая видеть то, что вокруг него.
- Челюсти, подбородок, затылок. Подавляемая эмоция – гнев или сексуальное возбуждение. Возникает при подавлении крика или плача.
- Шея, язык. Подавленный гнев означает, что человеку не дали проявить себя, высказаться.
- Грудь, плечи, руки. Зажим возникает при сдерживании всех основных эмоций.
- Диафрагма. Удержан сильный гнев.
- Спина и живот. Подавлен страх и злость.
- Ноги, бедра, таз. Подавлено сексуальное возбуждение.
Наглядное изображение сегментов мышечного панциря
Снятие зажимов должно начаться с глаз и опуститься до таза. При этом тело пациента наполнится жизненной энергией, которую Райх назвал оргонной.
Оргонная энергия
Это жизненная сила. Райх считал, что весь мир пропитан ей. Её основа – это то, что Фрейд называл либидо и сексуальностью. Она свободно циркулирует по телу человека, но только если в теле нет мышечных зажимов. В таком случае естественный поток нарушается, что приводит к болезням и потери чувствительности.
Учёный утверждал, что верным признаком того, что ток оргона в теле нарушен, является невозможность испытывать оргазм всем телом.
Характер человека, по Райху, – это несвобода. Характер – это набор навязанных извне стереотипов и шаблонов. У свободного человека нет:
- тревожности;
- страхов;
- агрессии;
- сексуальных извращений;
- взрывного гнева.
К созданию оргонного аккумулятора Райха подтолкнуло открытие того, что окружающий мир полон оргонной энергии. Она есть даже в вакууме. Учёный смог найти её благодаря тому, что оргон создаёт электромагнитное свечение, видимое в синем спектре цвета.
Обнаруженный В. Райхом оргон в вакууме
Оргонная энергия скапливается в сооружениях, выполненных в виде пирамид, полусфер и луковиц. Культовые религиозные сооружения либо выполнены в такой форме, либо имеют такие детали в оформлении.
В. Райх планировал с помощью аккумулятора накапливать полезную энергию извне и направлять её в организм пациента. Учёному удалось вылечить множество людей. Он считал, что прибор способен продлить человеку жизнь.
К сожалению, Райх погиб задолго до того, как человек впервые отправился в космос и смог сделать снимки земли, где отчётливо видно сияние оргонной энергии в атмосфере Земли. Вильгельм считал, что Вселенная была создана оргоном. В конце жизни, помимо лечения людей, он занимался разработкой миниатюрных летательных аппаратов, которые работали бы на бесплатном и бесконечном топливе: оргоне.
В. Райх не раз доказал в течение жизни, что опередил своё время. Возможно, человечеству только предстоит в будущем разобраться с наследием великого учёного.
Вегетотерапия: как распустить мышечный панцирь
Основные техники, которые помогут достичь выздоровления:
- массажные;
- дыхательные;
- психоаналитические.
Техника массажа заключается в сдавливании, скручивании и сжимании зажатых мышц. Чтобы воздействовать на внутренние мышцы, недоступные глубокому массажу, пациент должен покричать, поплакать, изобразить рвоту.
Когда проходит мышечный спазм, удаётся высвободить большое количество оргонной энергии. В памяти пациентов возникают давно забытые эпизоды, которые привели к зажатости мышц.
Дыхательная техника – это альтернатива массажу. Используя глубокое дыхание, пациент насыщает тело оргонной энергией, и она пробивает мышечные зажимы.
Техника психоанализа заключается в обсуждении с терапевтом негативных и травмирующих воспоминаний. В своей работе психотерапевты обычно сочетают все техники. Но помимо них огромную роль играет самостоятельная работа пациента и его желание излечиться.
Упражнения
Помимо оргонного аккумулятора, Райх создал комплекс упражнений, которые помогут каждому желающему научиться контролировать ток оргона в теле. Прежде чем приступить к выполнению, нужно расслабиться.
Комплекс упражнений Райха:
- Исходное положение: сесть на корточки.
- Подняться и распахнуть глаза.
- Двигать глазами по сторонам, вращать, а затем коситься.
- Изобразить рыдания.
- С напряжением вытянуть губы.
- Шамкая ртом, рассказать стихотворение.
- Улыбнуться, затем изобразить удивление и отвращение.
- Изобразить рвотные спазмы.
- Долго кричать или шипеть.
- Сесть на корточки и далеко вперёд высунуть язык.
- Подняться. Двигать головой, представив, что шею заменила тонкая пружина.
Д. Фейдимен, Р. Фрейгер ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ И ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА
ЧАСТЬ 1 [Оcновные представления:] [характер][характерный панцирь][распускание мускульного панциря][генитальный характер][биоэнергия][оргоническая энергия]
[Динамика: ][психологический рост] [глаза рот шея грудь диафрагма живот таз]
[Препятствия росту: ][защитный панцирь] [подавление сексуальности]
[Структура:] [тело] [социальные отношения][воля эмоции интеллект][самость][терапевт][оценка][теория из первых рук]
ЧАСТЬ 2 [Ориентированные на тело системы роста:] [Биоэнергетика][Стурктурная интеграция (рольфинг)][Метод Александера][Метод Фельденкрайза][Чувственное сознавание][Пробуждение чувствования][Оценка]
В этой главе мы поговорим о Вильгельме Райхе, основателе того, что можно было бы назвать ориентированной на тело психотерапией. Вильгельм Райх был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вел учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов, которые он называл телесным панцирем. Он также говорил о роли общества в сознании запретов, касающихся инстинктивной - в особенности сексуальной - жизни индивидуума. По словам одного исследователя, Райх "наверное, более последовательно, чем кто-либо другой, проработал критические и революционные следствия из психоаналитической теории".
Вторая часть этой главы состоит из краткого обзора других важнейших ориентированных на тело подходов к терапии и личностному росту. Здесь можно наметить три основные области: 1) Работа над структурой тела: биоэнергетика, структурная интеграция, техника Александера, метод Фельденкрайза; 2) Системы, направленные на улучшение функционирования тела: чувственное сознание и релаксация чувств. 3) Восточные учения, ориентированные на тело: хатха-йога, тайчи, айкидо.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ХАРАКТЕР
По Райху, характер состоит из привычных положений и отношений пациен-та, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. "Форма поведения, его "как» формы общения гораздо более существенны, чем то, что пациент говорит. Слова могу лгать: способ выражения никогда не лжет". Понятие характера впервые Появилось у Фрейда в 1908г. ("Характер и анальный эротизм"). Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализирования симптомов.
ХАРАКТЕРНЫЙ ПАНЦИРЬ
Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными ceксуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Первая защита против этого страха - подавление которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того, как эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный паттерн Эго. "Установление характерной черты... указывает на разрешение проблемы регрессии: это либо делает процесс подавления ненужным, либо превращает однажды установленное подавление в относительно ригидную, принятую в Эго, формацию".
"Конфликт, который действовал в определенный период жизни, всегда оставляет свои следы в характере, в форме ригидности".
Характерные черты не являются невротическими симптомами. Развитие, по Райху, состоит в том, что невротические симптомы (такие, как иррациональные страхи и фобии) переживаются как чуждые индивидууму, как чуждые элементы в его душе, в то время как невротические характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Можно жаловаться на застенчивость, но эта застенчивость не кажется бессмысленной или патологической, как невротические симптомы. Характерные защиты частично эффективны и так трудно поддаются удалению, потому что они хорошо рационализированы индивидуумом и переживаются как часть его представления о себе.
Райх постоянно старался дать пациентам осознать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения - например, нервную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает.
ОСВОБОЖДЕНИЕ (РАСПУСКАНИЕ) МУСКУЛЬНОГО ПАНЦИРЯ
Райх полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Райх начал прямо работать с расслаблением мускульного панциря в соединении с аналитической работой. Он обнаружил, что расслабление мышечного панциря освобождает значительную либидозную энергию и помогает процессу психоанализа. Психиатрическая работа Райха все более перемещалась в освобождение эмоций (удовольствие, гнев, волнение) посредством работы с телом. Он находил, что это ведет к гораздо более интенсивному переживанию инфантильного материала, раскрываемого в анализе.
"Ригидность мускулатуры - соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования".
Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в это части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажимаемыми мышцами, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции. "В конце концов я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т.п.). "Панцирь может быть поверхностным или лежащим глубоко, мягким, как шубка, или твердым, как железо. В любом случае его функция - защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию". ...Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации е раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления". В своей работе над мышечным панцирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных биологических, возбуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь - одно и то же.
"Панцирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечные панцирем. Эта функциональная тождественность означает не что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны".
ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Термин "генитальный характер" означал у Фрейда уровень психосексуального развития. В специфической трактовке Райха это означает достижение оргастической потенции. "Оргастическая потенция - это способность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, способность полной разрядки накопленного сексуального возбуждения в непроизвольных, приносящих удовольствия движениях тела". Райх находил, что по мере того, как его пациенты распускают свой naнцирь и развивают оргастическую потенцию, многие стороны личности спонтанно изменяются.
"Я говорю на основании огромного клинического опыта, что лишь в немногих случаях в нашей цивилизации половой акт основан на любви. Вмешивающиеся гнев, ненависть, садистические эмоции и состязательность совершенно неотделимы от половой жизни современного человека".
Вместо жесткого, ригидного невротического контроля индивидуумы развивают способность саморегуляции. Райх противопоставлял естественную саморегуляцию индивидуумов принудительной морали. Естественный индивидуум поступает в соответствии со своими склонностями и чувствами, а не следует внешнему набору требований, установленных другими.
После райхианской терапии пациенты, которые ранее были склонный к невротическому промискуитету (сексуальной неразборчивости), обретали большую чувствительность, способность к привязанности и спонтанно начинали стремиться к более продолжительным и полноценным отношениям.
"Вы не "ведете борьбу" за то чтобы ваше сердце билось или ноги двигались, точно так же не ведется "борьба" за искание правды. Истина - в вас, она работает в вас так же, как работает ваше сердце или ваши глаза - лучше или хуже, в зависимости от состояния вашего организма".
Те же, состоял в бесплодных, лишенных любви браках, обнаруживали, что не могут вступать в половые отношения из одного только чувства долга. Генитальный характер не заключен в тюрьму своего панциря и психологических защит. Он способен защитить себя, если это необходимо во враждебном окружении. Но эта защита осуществляется более или менее сознательно и может быть снята, когда она перестает быть необходимой.
Райх писал, что генитальный характер - это человек, проработавший свой эдипов комплекс так, что этот материал не подавляется и не обладает сильным зарядом. "Суперэго становится "утверждающим сексуальность", и таким образом действует в гармонии с Ид. Генитальный характер способен свободно и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая имеющееся либидо. Кульминация сексуальной активности характеризуется способностью отдаться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, которые не блокируются, в отличие от принужденных, даже насильственных движений индивидуума, защищенного панцирем.
БИОЭНЕРГИЯ
При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто по-рождает особые физические ощущения - чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии.
Райх также полагал, что мобилизация и разрядка биоэнергии - существенные стадии в процессе сексуально-го возбуждения и оргазма. Он назвал это "формулой оргазма", четырехчастным процессом, характерным для всех живых организмов: механическое напряжение - биоэнергетический заряд - биоэнергетический разряд - механическое расслабление.
В результате физического контакта в обоих телах накапливается энергия, которая в конце концов разряжается в оргазме, являющемся по существу феноменом биологической разрядки: 1) сексуальные органы наполняются жидкостью - механическое напряжение; 2) в результате возникает интенсивное возбуждение - биоэнергетический заряд; 3) сексуальное возбуждение разряжается в мышечных сокращениях - биоэнергетическая разрядка; 4) наступает физическая релаксация - механическое расслабление.
ОРГОНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
Интерес к физическому функционированию пациентов привел Райха к лабораторным экспериментам по физиологии и биологии, и, в конечном счете, к физическим исследованиям. Он пришел к убеждению, что биоэнергия в индивидуальных организмах - лишь один из аспектов универсальной энергии, "присутствующей во всех вещах. В термине "оргон", "органическая энергия" он соединил корни "организм" и "оргазм". "Космическая оргоническая энергия функционирует в живых организмах как специфическая биологическая энергия. В этом своем качестве она управляет всем организмом и выражается в эмоциях так же, как и в чисто биофизических движениях органов".
Широкие исследования Райхом оргонической энергии и смежных тем игнорировались большинством критиков и ученых. Его открытия противоречили многим принятым теориям и аксиомам физики и биологии; кроме того, в его работе есть и экспериментально слабые места. Вместе с тем его результаты никогда не были опровергнуты или даже тщательно проверены и серьезно рассмотрены кем-либо из уважаемых ученых. Один из психологов, работавших е Райхом, отмечает: "В течение более чем двадцати лет с тех пор, как Райх объявил об открытии оргонической энергии, не было сообщения о достойном доверия повторении ни одного определяющего эксперимента, который бы опроверг результаты Райха... Факт состоит в том, что несмотря на насмешки, поношения и попытки ортодоксов "похоронить" Райха и оргономику (а частично благодаря им), ни в одной научной публикации нет опровержения его экспериментов, тем более - систематического опровержения огромной научной работы, подтверждающей его положения".
Оргоническая энергия обладает следующими, основными свойствами: 1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса; 2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации, даже в вакууме; 3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов; 4) она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях; 5) высокая концентрация оргонической энергии привлекает оргоническую энергию из менее концентрированного окружения (что "противоречит" закону энтропии); 6) оргоническая энергия образует единицы, становящиеся центрами творческой деятельности. Это могут быть клетки, растения и животные, а также облака, планеты звезды, галактики.
ДИНАМИКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ
Райх определяет рост как процесс рассасывания психологического и физического панциря, постепенного становления более свободным и открытым человеческим существом, обретение способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом. Райх утверждал, что мышечный панцирь организуется в семь основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций выражения. Эти сегменты образуют ряд из семи приблизительно го-ризонтальных колец под прямым углом к туловищу и позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в областях глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.
По Райху, оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Райх указывает, что не случайна в нашей западной культуре сформировалось утвердительное движение головы вверх-вниз, в направлении потока энергии по телу, отрицательное же движение головы из стороны в сторону - это пересекающее поток движение образования панциря, защиты.
[Семь сегментов райховского панциря вызывают ассоциацию с семью чакрами йога, хота соответствие не вполне точно. Интересно отметить, что Райх движется сверху вниз; работа с пациентом кончается тазовым сегментом, как более важным. В йоге движение начинается с основания позвоночника вверх и кончается открьггием тысячелепесткового лотоса. Йога Ауробиндо также начинается сверху; важнее в этой аналогии то, что концентраций на чакрах действительно ведут к определенным паттернам мышечных расслаблений и напряжений. (Прим. перев.)]
"Можно выбраться из ловушки. Однако чтобы выбраться из тюрьмы, нужно понять, что ты в тюрьме. Ловушка - это эмоциональная структура человека, его характерная структура. Мало пользы в изобретении систем мысли по поводу природы ловушки; единственное, что нужно, чтобы выбраться - знать ловушку и найти выход».
Защита служит ограничению как свободного потока. энергии, так и свободного выражения эмоций в индивидууме. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой. "В охваченном защитным панцирем человеческом организме оргонная энергия связывается в хронических мышечных зажимах. После распускания панцирного кольца оргон в теле не сразу начинает протекать свободно... По мере того, как распускаются первые панцирные блоки, мы обнаруживаем, что оргонные потоки и ощущения, выражение "давления", "отдавания" развиваются все больше. Однако все еще остается защита, мешающая полному развитию".
Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз; и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно действовать отдельно.
"В конечном счете в самосознании и в стремлении к совершенствованию знаний и полной интеграции биологического функционирования космическая оргонная энергия осознает себя".
Три типа средств используются для распускания панциря: 1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания; 2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (посредством давления", защипывания и т.п.), чтобы расслабить их; 3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.
1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и "пустом" выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону.
2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Челюсть, может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.
3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мьшщы шеи язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи не возможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.
4. Грудь. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, вею: грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, рушить бить, чтобы страстно достигать чего-то.
5. Диафрагма . Этот сегмент включает диафрагму, сол-нечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).
6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.
7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он "мертвый» и несексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.
"... основной критерий психического и вегетативного здоровья - способность организма действо-вать и реагировать как целое, с точки зрения биологических функций напряжения и разрядки... нарушения восприятия себя реально исчезают лишь после того, как полностью развивается рефлекс оргазма".
Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способность пол-ной "генитальной отдачи", фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни. "Когда посредством терапии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное. В связи с этим пациенты вспоминают период раннего детства, когда единство ощущения тела еще не было утрачено. Глубоко тронутые, они рассказывают, как маленькими детьми они чувствовали единство с природой, со всем вокруг себя, как они чувствовали себя "живыми", и как впоследствии это было разбито в куски и разрушено обучением".
"Змея - символ фаллоса и одновременно биологически первичного движения - предлагает Еве искусить Адама... "Кто будет есть от древа познания, познает Бога и жизнь, и будет наказан",- предупреждают нас. Знание закона любви ведет к знанию закона жизни, а знание закона жизни ведет к познанию Бога».
Такие люди начинают чувствовать, что ригидная мораль общества, которая раньше казалась им само собой разумеющейся, становится чуждой и неестественной. Изменяется заметно и их отношение к работе. Те, кто делал свою работу механически, начинают искать новую, более живую работу, соответствующую их внутренним потребностям и желаниям. Те же, кто интересуется своей профессией, обретают новую энергию, интерес и способности.
ПРЕПЯТСТВИЯ РОСТУ
ЗАЩИТНЫЙ ПАНЦИРЬ
Защитный панцирь - основное препятствие для роста по Райху. "Зажатый своим защитным панцирем индивидуум не способен распустить его. Он не способен также выразить простейшие биологические эмоции. Ему знакомы лишь ощущения щекотки, а не оргонического удовольствия. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается - это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты. Он не способен испустить гневный крик и даже изобразить удар кулаком по кушетке".
"Я обнаружил, что люди реагируют интенсивной ненавистью на всякую попытку нарушить невротическое равновесие, поддерживаемое их защитным панцирем".
Райх полагал, что процесс создания защитного панциря создал две ложные интеллектуальные традиции, образующие основу цивилизации: мистическую религию и механистическую науку. Механицисты столь хорошо защищены, что потеряли ощущение собственного жизненного процесса и внутренней природы. Они поражены глубинным страхом глубокой эмоциональности, жизненности, спонтанности, и стремятся создавать ригидные механические представления о природе, интересуясь преимущественно внешними объектами естественных наук. "Машина должна быть совершенной. Отсюда следует, что мышление и действия физика должны быть "совершенными". Перфекционизм - сущностная характеристика механистического мышления. Оно не признает ошибок, неуверенность неопределенности, неясные ситуации избегаются... Но применении к природе это неизбежно ведет к ошибка» Природа неточна. Природа действует не механически, функционально".
Мистики не столь полно порабощены своей защитой, они остаются частично в соприкосновении со своей жизненной энергией и способны на великие прозрения благодаря этому частичному контакту со своей внутренней природой. Однако Райх считал эти прозрения искаженными аскетическими и антисексуальными тенденциями мистиков, отрицанием ими собственной физической природы и потерей контакта с собственным телом. Они отрицали происхождение жизненной силы в собственном теле и поместили ее в гипотетической душе, которую они полагали лишь слабо связанной с телом.
"Только мистики, далекие научных взглядов, всегда сохранили контакт с функцией жизни. Поэтому жизнь стала сферой мистицизма, серьезные естественные науки отказались заниматься ею".
"Разрушение единства телесных чувств посредством подавления сексуальности и постоянная жажда восстановления контакта с собой и с миром -субъективно основа отрицающих секс религий. Бог - это мистическая идея вегетативной гармонии самости с природой".
ПОДАВЛЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Другое препятствие росту - социальное и культурное подавление естественных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Райх считал его основным источником неврозов. Это подавление осуществляется в течение трех ос-новных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни. Младенцы и маленькие дети попадают в невротическую, авторитарную и подавляющую секс семейную атмосферу. Относительно этого периода жизни Райх воспроизводит фрейдовские наблюдения, касающиеся негативного действия родительских требований по поводу туалетного воспитания, самоограничения, "держания себя в руках", "хорошего" поведения.
В период полового созревания подростки лишены реальной сексуальной жизни; мастурбация запрещается. Что еще важнее, общество в целом не дает подросткам найти значимую, осмысленную работу. Неестественный стиль жизни делает для подростков особенно трудным вырастание из инфантильной привязанности к родителям.
"Деструктивность, заложенная в характере, не что иное, как гнев по поводу фрустрации вообще и лишения сексуального удовлетворения в частности".
Наконец, будучи взрослыми, большинство людей оказываются в ловушке принудительного брака, к которому они не готовы сексуально из-за требования предбрачного целомудрия. Райх указывает также, что брак в нашей культуре содержит в самом себе неизбежный конфликт. "Каждый брак внутренне разрушается в результате возрастающего конфликта между сексуальными и экономическими. нуждами. Сексуальные потребности могут удовлетворяться с одним и тем же партнером лишь ограниченное время. Экономическая зависимость, моральные требования и обычаи, с другой стороны, заставляют продолжать отношения. Этот конфликт - основа семейных страданий". Возникающая семейная ситуация создает невротическую атмосферу для следующего поколения.
Райх утверждает, что индивидуумы, выращенные в атмосфере, отрицающей жизнь и секс, создают в себе страх удовольствия, представленный их мышечным панцирем. "Панцирь характера - основа одиночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответственности, мистических стремлений, сексуальных страданий, импотентного бунтовщичества, равно как и покорности неестественных патологических типов". "То, что живо, - само по себе - разумно. Оно становится карикатурой, если ему не дают жить".
Был аналитиком и учителем и Александра Лоуэна. Основатель школы психоанализа, названной его именем (райхианская школа). В конце 1920-х пытался соединить фрейдизм с марксизмом; выступал с проповедью сексуальной революции и требованием отмены «репрессивной» морали. Любое тоталитарное общество, по Райху, основано на подавлении свободы личности, ее свободных сексуальных инстинктов; это является источником массовых неврозов. Отрицал врожденную агрессивность и деструктивность человеческих влечений, считал, что спонтанное сексуальное влечение - признак здорового человека. Один из теоретиков фашизма.
Разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и защитой от болезненного эмоционального опыта. Райх придавал огромное значение энергетической организации человека, находя в ней причины эмоциональных расстройств. Широкую известность и распространение получили разработанные им программы психического здоровья населения.
Одним из наиболее ярких проявлений осуществления таких программ явилась попытка создания в 20-е годы в Германии дискуссионных аналитических клубов, призванных отвадить молодежь от посещения публичных домов. Его разоблачение несостоятельности вирусной природы рака нашло всемирное признание. Открыл и исследовал энергию человека и космоса, которую назвал «оргоном», создал Институт оргона в США. Заметным вкладом Райха в психоаналитическукю теорию стал анализ характера и практика вегетотерапии - перехода от разговоров к телесной терапии. Основной работой считается «Функция оргазма» (1927 г.).
При жизни ученого основная масса его революционных идей не была принята большинством его коллег. Всю жизнь его окружали непонимание, клевета, домыслы, преследования властей и запреты на проведение опытов в различных странах. Временем наивысшего подъема и энтузиазма педагогической и терапевтической практики стали годы с 1945 по 1947. 50-е ученый посвятил изучению физики оргона. Запрет американского суда на продажу изобретенных Райхом оргоновых аккумуляторов, восстанавливающих человеческую энергетику, послужил причиной его конфликта с властями. За нарушение этого судебного решения ученый был приговорен к двум годам тюрьмы, где умер в 1957 году в возрасте шестидесяти лет. Политические взгляды Райха делали невозможной публикацию его работ, равно как и сведений о нем, в советское время.
Основы оргонной психотерапия
Психотерапия Райха базируется на идее преобразования движения оргонной (оргонической) энергии. Понятие "оргонная энергия" соответствует фрейдовскому понятию "либидо". Происхождение слова "оргонная" связано со словами "организм" и "оргазм". Райх считал, что оргазм регулирует энергию организма. При здоровом функционировании оргонная энергия образует свободные потоки.
Однако движение энергии может блокироваться. Это происходит тогда, когда человек не выражает свободно своих чувств и они вытесняются в бессознательное. Защитные образования (защитные механизмы) формируют броню характера как специфический профиль функционирования личности, позволяющий избегать определенные потребностей и переживаний. Физиологические проявление этого процесса – телесная броня (напряжение мышц, обеспечивающих выражение данной эмоции). Телесная броня обнаруживается в специфической осанке, походке, выражении лица. Например, невыраженная агрессия создает напряжение лицевых мышц (челюстной блок), проявляется в сжатых кулаках. Блокирование оргонной энергии ведет к неспособности пережить оргазм, мешает спонтанному проявлению человеке в других сферах жизнедеятельности.
Методы оргонной психотерапии основаны на психоаналитических техниках (анализ характера) и работе с телом. Цель психотерапии – привести пациента к возможности свободной (здоровой) реализации человеческого потенциала.
Оргонная психотерапия стала источником множества популярных в настоящее время телесно-ориентированных подходов: биоэнергетического анализа А. Лоуэна, структурной интеграции (рольфинг) И. Рольф, техник Ф. Александера, метода М. Фельденкрайза и т.п.
Нет ни малейшего сомнения, что прошедший и бурный 20 век, помимо всего прочего, с полным на то основанием можно назвать и веком психологии, именно на протяжении этого столетия психология родилась, прошла становление в качестве научной дисциплины, пусть и не всеми признанной, а к концу века прочно закрепилась в массовом сознании многих стран, еще и как средство помощи многим и многим людям.
И это означало еще более важную вещь, помимо психологии, как науки о сознании, появилось множество разных методов психологической помощи для людей, которые в этом испытывали нужду, то есть появилась психотерапия.
Это такие люди как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Фриц Перлз, Роберто Ассаджиоли и многие другие.
Но даже среди этой плеяды выдающихся ученых Вильгельм Райх выделяется и, вероятно, стоит несколько особняком. Возможно причина этого в том, что именно Райх впервые в полной мере использовал витающую на кончике пера идею о непосредственной связи человеческого тела, его потребностей, импульсов и, собственно, текущего физического состояния с тем, что являлось осознаваемым, но неуловимым, очевидно существующим и в то же время неизмеримым и вечно избегающим объективной эмпирической меры всех вещей — человеческим сознанием. Тем, что до того момента когда к нему прикоснулся гений Фрейда, оставалось прерогативой лишь мистики и философии.
Вильгельм Райх не ограничился, открытием непосредственной связи состояния тела (панцирь характера) и психического мира личности. Он создал из этой связи целую систему терапии, которая впоследствии и была названа телесно — ориентированной.
Но начнем с биографии этого удивительного человека.
Биография Вильгельма Райха (1897 — 1957).
Вильгельм Райх родился в Австро — Венгрии, теперь это территория западной Украины в семье управляющего небольшим поместьем, где и прошло все его детство. Отец Райха, хоть и был еврейского происхождения, считал себя немцем, в доме царили немецкий язык и немецкий же порядок. Мать Райха отец обожал, она была красавицей, однако именно с этим связана огромная трагедия самого Райха и его семьи.
Однажды, узнав об измене матери с учителем, Райх легкомысленно поведал о случившемся отцу, а мать, не выдержав открывшегося позора вскоре покончиласобой. В тот момент Райху было четырнадцать, а три года спустя умер и его отец. Умер он от тубуркулеза, но вот заболел он им видимо потому, что случившееся оставило на нем свой мрачный след.
Можно только гадать, какой ужасный след все эти события оставили в душе совсем еще юного мальчика.
Есть многочисленные свидетельства того, что он не раз потом за свою жизнь пытался пройти психоанализ по следам той давней трагедии, но видимо травма была так глубока, что успех так и не был никогда достигнут.
После смерти родителей Райх продолжает отцовское дело и берет на себя бремя управления поместьем, однако мировая война вносит свои коррективы и Вильгельму приходится покинуть дом ради службы в армии. В 1918 году, закончив войну в звании лейтенанта, Райх поступает в Венский университет на факультет медицины, где год спустя попадает на лекцию по психоанализу и это определяет его дальнейшую жизнь. Вскоре он присоединяется к венскому психоаналитическому сообществу и начинает заниматься психологией. Упорный юноша очень скоро становится известным психоаналитиком, а в 1922 году начинает ассистировать самому Зигмунду Фрейду и становится одним из его учеников и помощников.
Вильгельм Райх в период его учебы в Венском университете.
Однако, довольно скоро между ними появляются разногласия. Неизвестно что стало тому причиной, говорят, что Фрейд как то отказал Райху в психоанализе и тот, обладая строптивым характером сам пошел на конфликт, но все это лишь версия и, возможно, причиной разрыва стали собственные взгляды Райха на психологию, отличающиеся от взглядов учителя. Известно, что именно по такой причине произошел разрыв Фрейда и с Карлом Юнгом, ведь известно, что мастер не терпел инакомыслия. Так или иначе Райх, разделяя основные идеи психоанализа, также как и некоторые ученики Фрейда видел в нем некую незавершенность. Что будет, если подавляемое либидо будет свободно? Что произойдет с таким человеком и как сложатся его отношения с обществом, если само по себе общество вовсе не готово к таким «освобожденным» индивидам? У Фрейда не было ответов на такие вопросы, да он их и не ставил, едва ли считая такое возможным. И уж конечно подобный оптимизм он считал ересью.
Что касается Райха, то его настрой был весьма оптимистичен. Если у человека есть невротические состояния и возникают они по большей части от подавленных сексуальных желаний, то, устранив причину, можно постепенно прийти и к решению проблемы такого невроза. Райх был убежден, что большинство невротических состояний было обусловлено даже не столько подавленными желаниями, сколько хроническим отсутствием естественного для человека сексуального удовлетворения. В этом то он и увидел возможный выход и на этом же построил свою теорию.
Введя понятие энергетического баланса он предположил, что его регуляторная функция возложена на оргазм. Во время пикового сексуального переживания высвобождалась застойная энергия, которая до этого копилась в виде телесного напряжения (зажима). В случае если оргазм был действительно качественным (что в случае невротического пациента случалось весьма редко), то энергетический баланс приходил в норму и при регулярном и хорошем сексе это означало психологическое здоровье.
Однако, при проблемах с оргазмом энергия высвобождалась не полностью и проблемы в теле сохранялись в виде излишнего напряжения. Стоит ли говорить, что в большинстве случаев так и было.
Однако, была и еще одна трудность. Само понимание и осознание психологической проблемы в таком контексте упиралось в общественные устои, которые в те времена были весьма консервативными в подобных вопросах.
Многие клиенты Райха испытывали существенные трудности только лишь по этой причине.
И Райх пытается решить эту проблему с воистину неимоверным размахом.
Он развивает мощную политическую активность в Германии ратуя за такие нормальные для нашего времени вещи как сексуальное образование, упрощение процедуры разводов, решение проблемы абортов (их разрешение), широкое распространение противозачаточных средств. Помимо прочего Райх высказывает и такие, крамольные даже и в наше время вещи, как психоанализ для людей совершивших преступления на почве секса, а также сексуальную свободу для детей и подростков, имея ввиду проявления естественной детской сексуальности, которая появляется у всех детей в возрасте от 3 до 6 лет и, как правило жестко пресекается родителями, а также проявления полового инстинкта у подростков (мастурбация).
Несмотря на радикальные для своего времени мысли, Райх находит немало последователей для своих идей и активно ведет их пропаганду, чему немало благоприятствует его членство в компартии Германии.
В момент пика популярности его организация насчитывает до 50 тысяч сторонников.
Примерно в это же время, а это начало 30 годов, Райх, одним из первых на эту тему, пишет известную книгу «Психология масс и фашизм», где выявляет психологические истоки фашисткой идеи, делая особый акцент на роли церкви и тоталитарных проявлений в семье.
Естественно эта книга не находит одобрения среди нацистов, активно прибирающих власть в Германии. К несчастью, также и среди коммунистов и даже среди психоаналитиков зреет неприятие идей Райха, которые, вне всякого сомнения, намного опережают свое время. Почти одновременно его изгоняют из коммунистической партии и из психоаналитической ассоциации.
В отчаянии Райх уезжает в Данию, потом в Норвегию. Однако трудности и неприятие его работ поджидают его кажется везде, и в 1939 он эмигрирует в США, где впервые находит понимание и признание, как психоаналитика, а его идеи вновь вызывают интерес.
В 1947 году он открывает институт Orgonon, в названии фигурирует введенное им новое понятие так называемой оргонной универсальной энергии, которая, по мнению ученого, является единственным видом универсальной психической энергии индивида. Надо сказать, что как раз в то время идея универсальной психической энергии, частью которой являлось и либидо, буквально носилась в воздухе и была в той или иной форме подхвачена многими известными учеными.
Однако Райх в своих изысканиях вовсе не собирался оставаться в рамках теории или идеи, на тот момент он уже много лет вел большую работы по физическому обнаружению оргонной энергии и даже организовал производство прибора, являющегося по его же утверждению ее источником. Помимо прочего этот прибор стал использоваться в качестве терапевтического средства при оказании психологической помощи, как альтернатива психоанализу.
Один из первых экспериментальных генераторов оргонной энергии.
Конечно такие исследования и открытия не могли остаться без внимания полного скепсиса научного мира, и в конце сороковых годов была организована длительная компания по дискредитации, как института Оргонон, так и всей деятельности Райха. В 1954 году Министерство питания и лекарств (FDA) подало на Райха в суд с требованием запретить производство аккумуляторов Оргонной энергии на основании того, что такой энергии не существует, идеи Райха антинаучны, а сам аппарат, если и не наносит вред, то уж точно не приносит пользы.
Кроме того звучало требование запретить все книги Райха, а также и его деятельность.
В итоге суд полностью удовлетворил иск FDA к Райху и его институту.
К несчастью Вильгельм, проигнорировав решение суда, втайне продолжил исследования своего аппарата, что послужило поводом для его ареста. В итоге он был осужден на 2 года тюрьмы. На тот момент состояние его здоровья было серьезно подорвано многолетними преследованиями и постоянными переживаниями за судьбу своего детища, и несколько месяцев спустя он умирает в тюрьме от сердечного приступа.
Так заканчивается жизнь одного из самых быть может дерзких и одиозных психологов 20 века.
Наследие Вильгельма Райха. Вегетотерапия (телесно ориентированная терапия).
После смерти ученого на его работы и исследования был наложен запрет, снятый лишь в 2007 году. Сегодня его учение имеет довольно большое число последователей среди ученых самых разных направлений.
Как и у любого настоящего ученого — психолога целью Райха было не столько доказательство правоты своей теории и открытие оргонной энергии, сколько создание реально работающей системы — терапии негативных психологических состояний.
И если большинство других психологов строили эту терапию на психологических техниках, подразумевающих в основном процесс общения, пусть и построенный на совершенно различных принципах, то Вильгельм Райх изначально обращался к нечто реально существующему и осязаемому — телу клиента.
Именно на идее неразрывной и естественной связи тело — психика, плюс связывающая их оргонная универсальная энергия и была построена теория Райха и его метод терапии.
Вильгельм Райх в окружении последователей.
Источник психологических проблем по Райху.
Мы уже упоминали в статье, что исток проблем Райх видел в блокировании нормальной и свободной циркуляции универсальной оргонной психической энергии.
Эта блокировка возникала еще на стадии раннего развития, вследствие нахождения ребенка в изначально неблагоприятной внешней среде. Вне всякого сомнения такая среда возникает в жизни большинства людей и такое положение дел является скорее правилом, чем исключением. Психологам хорошо известно, что естественные проявления детской активности часто решительно пресекаются родителями, которым нужно, чтобы поведение ребенка больше соответствовало их собственным представлениям, а вовсе не было следствием выражения его естественных потребностей.
И дело касается вовсе не только упомянутого ранее блокирования ранних сексуальных проявлений. К примеру, все дети склонны проявлять гиперактивность, которая изрядно донимает даже весьма либеральных родителей, но и они они в какой то момент склонны принимать меры по ограничению естественных проявлений своего отпрыска. Что же говорить про семьи авторитарные, где жизнь маленького активного человека легко может превратиться в настоящий ад.
Почти любые родители накладывают решительное табу и на такие естественные проявления ребенка, как гнев, агрессия, громкие крики, часто даже чрезмерно бурные и громкие проявления радости также подлежат запрету. Стандартное родительское послание, которое в явном или неявном виде активно транслируется отпрыску известно всем — будь спокойным, приветливым, не гневайся, не злись, не кричи, не дерись и т.д. Таким образом блокируется значительная часть естественных порывов, которая по той или иной причине не устраивает родителей.
Однако любое живое существо предрасположено к выживанию и дети прекрасно адаптируются к условиям своего роста. Для этого у ребенка вырабатываются адекватные ситуации модели поведения, призванные получить свое в неблагоприятных условиях. Однако беда заключается в том, что такие модели поведения всегда основаны на включении особых механизмов психологических защит работа которых основана, во-первых на устранении травмирующей информации или ее искажении, а значит в подсознании копилось напряжение, приводящее к неврозам, а во-вторых, согласно Райху подавление естественных порывов параллельно приводило к застою жизненной энергии, что в свою очередь находило отпечаток в виде зажимов и проблемных зон в человеческом теле.
Надо сказать, что причина то была одна — вытесненные в подсознание подавленные стремления и порывы и были той самой застойной энергией, которая лишь находила свое выражение на телесном уровне в виде того, что Райх назвал «телесным панцирем», или защитой.
Каждый человек растет в совершенно уникальных условиях и за эти долгие годы роста у каждого складываются свои собственные защитные (адаптивные) модели поведения, которые естественным образом находят отражение в теле. Эти проявления совершенно индивидуальны и составляют характер человека или уникальную для каждого внутреннюю психическую реальность, которая полностью определяет модели поведения индивида в социуме. Эта внутренняя реальность за годы своего формирования находит естественное отражение в теле человека, а поскольку формируется она не в идеальных условиях, то в нашем теле появляются проблемные места (зажимы), а в целом формируется то, что Райх называл «телесным панцирем» или «броней характера», подразумевая скрывающиеся за всем этим механизмы психологических защит.
«Броня характера» каждого человека проявляет себя по своему, это видно через уникальные аспекты поведения человека — манера разговора, мимика, позы, жестикуляция, автоматических телесных реакциях и т.д. Однако, это же означает, что через эти внешние физические и поведенческие проявления всегда можно определить локализацию возможных проблем, а затем, воздействуя на эти проблемные области тела особым образом попытаться решить и психологические проблемы человека, которые и привели к конкретному зажиму.
Обычно, для того чтобы решить психологическую проблему пациента психологи используют особые техники общения, позволяющие вспомнить обстоятельства возникновения защитных моделей поведения или же осознать причины такого поведения. Через подобное осознание и достигается терапевтический эффект, однако подлинный прорыв может произойти лишь в случае катарсиса, то есть когда осознание приходит в условиях эмоционального аффекта, здесь Райх, вероятно сказал бы о мощном высвобождении застоявшейся оргонной энергии. Подобная терапия в любой психологической парадигме занимает немало времени и требует от психолога и клиента немалого упорства.
Вильгельм Райх же подходил к проблеме совершенно с другой стороны, со стороны тела. Используя специальные физические упражнения, дыхательные упражнения, массаж, работу со звуками для высвобождения эмоций Райх во многих случаях успешно добивался снятия телесных зажимов, а вместе с ними, и это было потрясающе, уходили и психологические проблемы. Свой подход он назвал вегетотерапией и разумеется она радикально отличалась от психоанализа, хотя была возможно более эффективной и быстрой.
Метод Райха подразумевал последовательное выполнение программы действий в основе которой лежала теория оргонной энергии. В общем и целом эта программа подразумевала работу с самыми различными частями тела и состояла из определения наиболее проблемных участков (диагностка) и последующего воздействия на них посредством особых упражнений. Согласно Райху зажимы в определенных областях тела более или менее соответствовали совершенно определенным психологическим проблемам.
Так например, зажимы в области глаз возникали от блокирования чувств агрессии и страха. Симптомы проблемы следующие — неподвижные мышцы лица, лба, «отсутствующее выражения глаз» (диагностика). Решение — различные специальные упражнения предусматривающие движения глазного яблока.
За проявления гнева, печали отвечала область рта. Решение проблемы — симуляция плача, крика.
За грусть и бурную радость отвечала область грудной клетки. Решением были различные дыхательные упражнения, а также особые движения руками.
Также свои функции были у области диафрагмы, таза, живота, ног.
Вегетотерапия использовалась Вильгельмом Райхом в психотерапии много лет и он добивался весьма впечатляющих результатов. В настоящее время вегетотерапия превратилась в направление, которое более известно как телесно — ориентированная терапия, которая имеет массу последователей. Тренинги и семинары по системе Райха активно проводятся по всему миру и этот метод считается одним из весьма эффективных.
Справедливости ради надо упомянуть тот факт, что результативность терапии самого Райха частенько довольно сильно превосходила результаты большинства его учеников. Конечно это лишний раз может свидетельствовать о том, что психология все же в значительной степени искусство и ее результат зависит от личности психолога быть может куда сильнее, чем хотелось бы многим.
Что же такое оргонная энергия?
Сам Райх утверждал, что оргон это универсальная жизненная энергия, которая при этом отлична от электромагнитной, но которая, тем не менее, реально существует и подлежит обнаружению специальными приборами, а значит ее возможно исследовать. Также ученый утверждал, что ему в ходе многолетних исследований удалось не только реально обнаружить и измерить оргон, но и создать прибор — генератор этой энергии. Именно эти приборы изготавливались в институте Райха и использовались в терапии психологических проблем его пациентов, многие из которых разумеется утверждали, что успешно решили свои проблемы. Тем не менее, на счет оргонной энергии, возможности ее обнаружения и использования есть и другие, куда более скептические мнения.
И конечно многие ученые считают Райха шарлатаном, по крайней мере в той части, которая касается его приборов — генераторов.
Но неверно огульно обвинять Райха в антинаучной деятельности. Его идея связи психологических проблем и проблемных телесных проявлений является абсолютно здравой и научно обоснованной, а техника разработанная им же на ее основе помогла и продолжает успешно помогать людям прекрасно работая в качестве альтернативы или дополнения к традиционным методам психотерапии.
Что же касается оргонной энергии, то здесь многие психологи, использующие метод Райха пришли к компромиссу, используя древние восточные термины, сравнивая оргонную энергию с Ки (в японской традиции), Ци (китай) или прана (Индия).
Таким элегантным способом на сегодняшний день последователи Райха соединили Восток и Запад, а также решили проблему попыток физического обнаружения оргона, ведь надо признаться, что идея поймать энергию ЦИ приходит на ум совсем немногим.