Бессознательное: личное и коллективное. Бессознательное и сознание
![Бессознательное: личное и коллективное. Бессознательное и сознание](https://i1.wp.com/b17.ru/foto/uploaded/8a7d4009048b03b02fa799468c4ed5ee.jpg)
Структура личности
Личность в целом, или психика, как называет ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: Я, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, маска, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, чувство и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности.
Я - ϶ᴛᴏ сознающий ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Я отвечает за чувство самотождественности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания.
Личное бессознательное - ϶ᴛᴏ регион, примыкающий к Я. Оно состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного, подобно материалу предсознательного у Фрейда, доступно сознанию; между личным бессознательным и Я идет сильное "двустороннее движение".
Комплексы. Комплекс - ϶ᴛᴏ организованная группа или констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий или "констеллирующий" различные переживания (Jung, 1934).
Рассмотрим, к примеру, комплекс матери (Jung, 1954а). Ядро возникает на основе расовых переживаний, связанных с матерями, частично – на основе детских переживаний такого рода. Мысли, чувства, воспоминания, имеющие отношение к матери, притягиваются к ядру и образуют комплекс. Чем больше исходящая из ядра сила, тем больше переживаний оно извлечет. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, о том, над чьей личностью доминирует мать, говорят, что у него сильный комплекс матери. Его мысли чувства, действия ведомы представлениями о матери, ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Он может захватить контроль над личностью и использовать психику в собственных целях – как над Толстым, по свидетельствам, доминировала идея прощения, а над Наполеоном – жажда власти.
Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но любая ассоциация может стать – и частично становится – сознательной.
Сознание. Структура сознания. Введение. Краткие биографические сведения. Введение. Краткие биографические сведения. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) родился в Кессвиле, Швейцария в семье священника. В 1900 г. получил степень доктора медицины в Базельском университете.... [читать подробенее]
Я Структура личности Личность в целом, или психика, как называет ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: Я, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, маска, анима и...
В словарной терминологии «личное бессознательное - (Personal unconscious) - элемент структуры личности в теории К. Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний, забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании» Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М.: АСТ. Харьков: Торсинг, 2005, С. 215.. По мнению Юнга личное бессознательное это важная часть психики, которая является информационной и творческой базой человека и тем самым, «связующим звеном с миром, с природой и космосом» Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 101.. Именное бессознательное, с точки зрения Юнга, оказывается вместилищем первичной информации, поступающей из мира. Эта информация еще мало интенсивна и обладает параметрами, «делающими ее недоступной для сознания человека» Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 101.. Однако в то же время в бессознательном «хранятся вытесненные из сознания, подавленные мысли, чувства, желания, события, о которых человек не хочет и не может думать в силу их запретности или травматичности» Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 102.. Бессознательные структурные единицы, обнаруженные автором аналитической идеи, содержат комплексы или совокупности психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений, материнский комплекс, комплекс власти), которые имеют свойство объединяться вокруг какого-либо тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами Там же.. Комплексы временами могут захватить контроль над сознанием, Эго или личностью и управлять его поведением Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000, С. 27..
Значимость личного бессознательного специфична, потому как «включает в себя все впечатления нашей жизни независимо от того, попадали они в наше сознание или нет» Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 49.. Поэтому бессознательное сразу не осознается и кажется чем-то неизвестным. К этой мысли следует добавить, что бессознательное в индивидууме скорее «все то, что я знаю, однако о чем не думаю в данный момент, все, что было воспринято моими органами чувств, но не зафиксировалось в моем сознании, все, что я чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю непреднамеренно и невнимательно, то есть бессознательно, все предстоящее, что подготавливается во мне и лишь позже достигает сознания, - все это является содержанием бессознательного» Герхард Вер. Карл Густав Юнг: сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Издательство Урал LTD, 1998, С. 47..
Введение. Краткие биографические сведения. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) родился в Кессвиле, Швейцария в семье священника. В 1900 г. получил степень доктора медицины в Базельском университете. Интерес к душевной жизни больных шизофренией привел его к знакомству с работами З.Фрейда. Они встретились в Вене в 1907 г. Юнг был встречен как “старший сын” и “кронпринц” психоанализа. В 1910 г. он избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 г. два крупнейших психоаналитика разорвали отношения по классическому эдипову сценарию. В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Больше Юнг и Фрейд ни разу не встречались.
Энциклопедическая образованность и широчайший круг интересов ученого способствовали созданию удивительной по красоте и сложности психологической теории, в которой разрабатывались многие базовые психологические категории, такие, как сознание, бессознательное, Эго, самость, комплекс и т.д. Как и в творчестве многих выдающихся психологов, в творчестве Юнга можно выделить ряд периодов, на протяжении которых он уделял внимание изучению различных вопросов, касающихся глубин психической жизни индивида. Основываясь как на времени написания работ, так и на общей логике построения Юнгом аналитической теории, начнем знакомство с ней с рассмотрения вопросов, касающихся структуры человеческой психики, соотношения в ней сознательных и бессознательных компонентов.
Сознание. Структура сознания. Сознание есть первый психический факт, с которым сталкивается исследователь – психолог. Сознанию присущи дискретность (люди периодически выходят из состояния сознания, например, засыпая) и узость (оно оперирует лишь некоторой частью воспринимаемой информации).
Сознание невозможно представить себе без связи с Эго. Эго – это сложное образование, которое конституируется, во-первых, осознанием собственного тела, собственного существования, и, во-вторых, данными памяти, последовательностью воспоминаний о своем прошлом. Эго – это единица в центре сознания, конгломерат/комплекс психических фактов. Этот комплекс обладает способностью притягивать то, что содержится в бессознательном; он также притягивает впечатления извне, которые, соприкасаясь с Эго, становятся фактами сознания (если нет соприкосновения реального факта/события с Эго, то его нельзя считать сознательным).
Характеризуя Эго, Юнг выделял такое понятие, как Эго-направленность. Она может быть определена как ориентация личности или жизненная установка, фокус внимания, направленный вовне или вовнутрь, на факты окружающего мира или на события внутреннего мира. Эти направленности получили названия экстраверсия и интроверсия . Они сосуществуют в человеке обе одновременно, но одна становится доминирующей, а другая – вспомогательной. Доминирующая функция становится рациональной (тесно связанной с деятельностью сознания, доступной сознательному анализу), тогда как вспомогательная – иррациональной (недоступной сознанию).
В сознании Юнг выделяет несколько функций. Благодаря им сознание может быть ориентировано либо на эктопсихические, либо на эндопсихические факты. Эктопсихика – соотношение между содержанием сознания и данными, поступающими извне. Эндопсихика – соотношение между содержанием сознания и бессознательными процессами. К эктопсихическим функциям принадлежат ощущение, мышление, чувство и интуиция. Отметим, что Юнг вкладывал собственное оригинальное содержание этим терминам. Ощущение – это передача фактов, доступных органам чувств; мышление – знание того, чем является вещь и ее связей с другими вещами; чувство – рассмотрение/обретение/осознание ценности предмета или явления; интуиция – ощущение происходящего, несводимое к рациональному знанию.
Общее отношение между Эго и эктопсихикой можно выразить следующим образом:
О Эго И
Где М – мышление, О – ощущение, Ч – чувство, И – интуиция. Пару функций “мышление – чувство” Юнг называет рациональной парой, другую пару функций “ощущение – интуиция” - иррациональной парой. В центре находится Эго с присущей ему энергией (энергия воли). Воля направлена преимущественно на какую-то одну из четырех функций сознания; такая функция легко доступна сознательному анализу и волевому контролю, более развита и дифференцирована и преимущественно используется индивидом для разработки стратегий поведения. Юнг называет такую функцию приоритетной (ведущей) функцией сознания, а противоположную ей функцию – подчиненной. Юнг считает, что мы являемся цивилизованными людьми в своей ведущей функции; в своей подчиненной функции мы остаемся первобытными людьми.
Подчиненная функция соответствует архаичной части нашей личности, это “открытая дверь”, через которую из подсознания может проникнуть что угодно. Подчиненная функция часто представляет для человека проблему, она находится вне сферы волевого контроля и поэтому действует как бы “сама по себе”; например, человека, чья ведущая функция – интуиция, могут регулярно вводить в заблуждение и повергать в изумление его собственные ощущения, у человека, живущего чувствами, эмоциями, мышление выходит из-под волевого контроля, не он контролирует мышление, а мышление ведет его своими прихотливыми путями. С другой стороны, интеграция подчиненной функции в Эго может дать личности эмоциональный потенциал для дальнейшего роста и изменения.
Ведущая функция принадлежит к одной из пар рациональных или иррациональных функций. Но человек не бывает только рациональным или только иррациональным – каждый из нас использует вспомогательную функцию из другой пары, чем та, к которой принадлежит ведущая.
Данная структура эктопсихики дала Юнгу возможность построения оригинальной теории психологических типов. С помощью двух позиций – экстраверсии – интроверсии и высшей и дополнительной функции можно получить список из 16 основных типов, например, интуитивно-чувствующий интроверт, мыслительно-сенсорный экстраверт и т.п. Эта типология иллюстрирует работу сознания на практике, а также объясняет, почему сознание “работает по-разному” у разных людей.
Эндопсихические функции – память (связывает Эго с тем, что приходит из сознания), субъективные компоненты сознательных функций (реакция/компонент реакции на человека, вещь или ситуацию, обусловленная опытом), эмоции и аффекты (состояния, при которых человеком овладевает то, что у него внутри), инвазии (“вторжения” бессознательного в сознательную деятельность). Соотношение эктопсихики, эндопсихики и Эго можно проиллюстрировать при помощи следующей схемы.
12.12.2016
Не откроем Америки, если скажем, что психология бессознательного по Юнгу - это тема неисчерпаемая и глубокая. Поэтому, чтобы не утонуть, опишем только содержание личного и коллективного бессознательного, причем в последнем возьмем исключительно главные архетипы, которые наиболее интересны и касаются каждого.
Личность человека состоит из трех элементов: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В Эго содержатся все те структуры, которые позволяют человеку считать себя самим собой (ценности, убеждения, насущные проблемы).
Личное бессознательное по Юнгу
В личное бессознательное попало все то, что потеряло актуальность (детские травмы, обиды и воспоминания). Есть в личном бессознательном и комплексы - мысли и чувства, которые хотя и забылись, но не потеряли эмоциональной силы. У каждого эти «пунктики» свои, но все равно интрига закручивается вокруг вечных тем: любви, секса, денег, власти.
Если у человека комплекс, основанный на власти, он тратит много времени на то, чтобы захватить лидерство, быть главным. Хотя, возможно, не во всех ситуациях это нужно. Юнг утверждает, что все содержание личного бессознательного может быть осознанно.
Коллективное бессознательное по Юнгу
Под личным бессознательным скрывается более глубокий пласт психики - коллективное бессознательное. Здесь главным понятием выступает архетип - это наиболее древнее и общее представление человечества.
Архетипы коллективного бессознательного
Архетипы - это такие структуры бессознательного, которые предопределяют ответный отклик на события внешнего мира. Все архетипы осветить задача непосильная, поэтому сосредоточимся на основных.
Персона
Персона отвечает за то впечатление, которое мы производим на окружающих, когда находимся в образе - социальной роли. При этом персона обозначает общие качества всех наших возможных ролей и никакую в отдельности. Если данный архетип захватывает власть, то человек, если он начальник, повелевает и дома, и на работе, а близкие не знают, как от него спастись.
Или, наоборот, человек подчиняется на работе и дома, если он мелкая сошка. Доминирование архетипа чревато поверхностностью, субъект сводится к социальным функциям.
Тень
Если персона - это то, что мы показывает миру, то тень - это то, что мы от него скрываем. Тень хранит наши самые постыдные мысли и желания, агрессивные порывы. Нетрудно понять, что если тень взяла вверх в психике человека, то офисный планктон превращается в пираний, например, как в фильме и книге «Американский психопат».
Анима и анимус
Еще Фрейд открыл, что люди по природе бисексуальны. Юнг отдает должное этой идее. Анима - это женская составляющая в мужской психике, а анимус, соответственно, мужская часть женской психики. Главное, чтобы анима и анимус не конфликтовали. Каждый человек должен гармонично выражать как свои женские, так и мужские черты - это путь к равновесию личности.
Т.е. для Юнга неприемлемы модели воспитания, когда из девочки растят «девочку-девочку», а из мальчика вылепливают мущинского мужчину. Согласно воззрениям Юнга, это уродует душу.
Самость
Самость - это блаженная цель для каждого человека. Под этим термином Юнг понимает состояние абсолютной гармонии человеческого «Я», когда все сознательные и бессознательные элементы образуют единство. Не думайте, что это так уж легко. Самореализоваться можно только в зрелом возрасте и только при условии, что хватает воли, интеллекта и жизненного опыта. В противном случае сбыться не выйдет.
Но отчаиваться не стоит. Как говорил М.К. Мамардашвили, да, идеал сверхчеловека недостижим, но в стремлении к нему мы можем стать хотя бы людьми.