Атман – высшее «Я. Что такое Атман? Значение и толкование слова atman, определение термина Смотреть что такое "Атман" в других словарях
Брахман - центральное понятие индуистской философии - мыслится как объективная реальность, абсолютный дух, составляющий фундаментальный уровень всякой вещи, всякого явления и мира в целом. Он бескачествен и невыразим, не может быть описан рационально или определен через какие бы то ни было дифференциальные признаки. Брахман способен представать во множестве персонификаций, обретая свойства личного бога, но ни одна из них не исчерпает его полноты. Казалось бы, в силу своей запредельной иррациональности Брахман противопоставлен человеку и недоступен для познания. Однако упанишады доказывают обратное. Они вводят в философский лексикон термин Атман и провозглашают принцип единосущности и тождественности Брахмана и Атмана. Брахман всегда обитает в человеке, составляя его духовную основу. Атман - это Брахман, плененный стихийными началами материального мира.
Таким образом, постижение Брахмана означает познание человеком самого себя. Однако Атман (он же Брахман) не может быть познан ни чувственно, ни интеллектуально. Он не воспринимается органами чувств, поскольку отличен от тела и недоступен для интеллекта, пребывающего в мире множества и всегда тяготеющего к анализу - разделению целого на части. Вообще говоря, Атман отличен от всего, что может быть объективировано как предикат («я чувствую», «я мыслю», «я ощущаю» и т. д.). Он - абсолютный субъект всех психических состояний и одновременно пассивный созерцатель психической жизни.
Механизм познания Атмана - глубокая медитация, на пике которой достигается особое состояние сознания - самадхи («сверхсознание», просветление», «озарение» и т. п.). Перспектива пережить самадхи существует для каждого человека, но в реальности Атман «встречается» с Брахманом в трех случаях. Первый путь - это йога, включающая отшельничество, аскетический образ жизни, соблюдение многочисленных нравственных правил и запретов и специальные психофизические тренинги. Второй путь - вручение себя во власть бога, безграничная любовь к богу и преданность ему (бхакти). Наконец, гипотетически существующий третий путь - это активность со стороны самого Брахмана в ипостаси личного бога. Всегда есть шанс, что бог пойдет навстречу человеку и скажет, как в «великих речениях» упанишад: «Я есмь Брахман», «Один без второго».
Сансара и карма
Всякий раз, как человек умирает, возникает спор: одни говорят, что он ушел навсегда, другие - что он все еще живет. В чем истина?
Ката-Упанишад
Понятие сансары восходит к архаическим представлениям о жизни после смерти (о загробном мире и его законах, о потусторонних скитаниях душ и переселении их в новые тела, о «пути богов» и «пути предков»).
Древняя концепция перевоплощения (реинкарнации) не прижилась в монотеистических религиозных системах Запада, но на Востоке получила глубокую теоретическую разработку и вошла в состав базовых идей индуизма и буддизма. В индуизме доктрина сансары признается всеми конфессиональными ответвлениями и философскими школами.
Это понятие имеет выраженную оценочную (негативную) окраску. Сансара погружает человека в земное, «посюстороннее» бытие. Она пленит душу, вовлекает ее в мирскую суету и прельщает соблазнами неподлинного, иллюзорного мира. Череда сменяющихся жизней означает и многократную гибель, и многократное пребывание в аду. Сансара - это колесо смерти, круговорот страдания. Избавление от ее плена метафорически описывают как переправу через океан. Идея сансары иногда рассматривается и в связи с судьбой физического мира, также втянутого в цикл возникновений и уничтожений (в конце космических эпох - кальп или юг).
Представления о сансаре неотделимы от понятия кармы - всеобщего закона причинности, объективно действующего принципа воздаяния. В каждом своем воплощении человек совершает определенные поступки, влияющие на судьбы других живых существ, - в конечном счете, на состояние мира в целом. Всякое совершенное действие возвращается обратно, подобно отраженному лучу. То, что было поступком, в следующей жизни становится судьбой. Убийца будет убит, насильник - изнасилован, лжец - обманут. Иными словами, поведение человека определяет, каким будет его очередное воплощение (и, прежде всего - в какой варне он родится). Это и есть закон кармы. Индусы говорят: «Какова карма, такова и сансара».
Души умерших грешников попадают в ад («нараку») и после временных мучений возвращаются в земную жизнь. Нарака имеет несколько отделений (от 7 до нескольких тысяч, по разным источникам). В каждом последующем отделении мучения становятся более сильными. Грешников изнуряют бессонницей, жгут каленым железом, дают на растерзание зверям и змеям, варят в кипящем масле и т. п. В каком из отделений разместить преступную душу, решает владыка царства мертвых - бог Яма. Пребывание в последнем отделении, куда попадают самые отпетые негодяи, выходит за пределы сансары. Отсюда нет возврата на . Души пребывают здесь до конца «дня Брахмы» и уничтожаются вместе со всей вселенной.
Сансара - это первый этап загробной жизни. Ее второй этап - мокша (нирвана, мукти), слияние душ особо заслуженных праведников с Брахманом. Мокша означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.
Майя
Во вселенной наш разум счастливый Ненадежное строит жилье…
Арсений Тарковский
В ранних ведийских текстах майя трактуется как проявление магических сил, способность асур и богов создавать иллюзии. В эпосе и поздних упанишадах майя рассматривается как творческая сила единого Бога: «Вселенная есть майя, и Господь вселенной - господин этой майи» (Шветашватара упанишада). Энергию бога называют также шакти. Майя, как и шакти, часто отождествляется с физическим миром, материей (пракрита). Таким образом, майя = пракрита = шакти.
В адвайта-веданте (философская школа) майей названа иллюзия, затрудняющая познание Брахмана. Майя - это абсолютная иллюзия, принимаемая за абсолютную реальность. По ее вине человек ощущает себя заброшенным во множественный и дихотомичный мир и не догадывается о подмене. Он доверяет майе вследствие авидьи - трансцендентального неведения. Майя и авидья - причина сансарического существования.
Учение о майе как мировой иллюзии настолько важно для адвайта-веданты, что даже дало ей второе название - майявада («доктрина майи»). Именно в таком значении понятие майи использовалось рядом европейских философов (прежде всего, А. Шопенгауэром).
С концепцией майи связан любопытный философский парадокс. Высказывание «майя тождественна Брахману» (или «майя реальна») столь же истинно, как и утверждение «майя не тождественна Брахману» (или «майя нереальна»). Дело в том, что, с одной стороны, майя не является реальностью, в противоположность Брахману (следовательно, не тождественна ему). Но с другой стороны - Брахман есть единственная реальность, включающая в себя все, что только можно помыслить, в том числе и майю (следовательно, она тоже есть Брахман).
Индуистская концепция времени
Принятое в индуизме мифологическое летоисчисление отличается исключительной сложностью и поражает масштабами временных перспектив.
Наиболее крупная единица мирового времени - время жизни Брахмы и созданной им вселенной. Творец мира не вечен. Он живет 100 «собственных» лет (равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет), после чего происходит махапралая (великое уничтожение), в результате которой гибнет не только материальный мир и мир богов, но также и сам Брахма. Космос исчезает, и воцаряется хаос. Со временем хаос упорядочивается, и спустя столько же лет, сколько длилась жизнь Брахмы, рождается новый создатель и новая вселенная, и начинается очередной цикл кальп.
Кальпа - менее грандиозная, по сравнению с жизнью Брахмы, единица летоисчисления. Она состоит из двух половин - «дня» и «ночи» творца. Его «день» - это время жизни физического мира и сонма богов. С приближением «ночи» происходит пралая - уничтожение всего, что населяет вселенную, и самой вселенной: на небе появляются 12 (по другой версии - 70) солнц и дотла сжигают ее. На миллиарды лет космос погружается в небытие, но «утром» Брахма вновь совершает акт творения, и мир возрождается.
Одна кальпа («день» и «ночь» Брахмы) = 24 000 «божественных» лет (имеются в виду все боги, кроме самого Брахмы) = 8 640 000 000 «человеческих» лет (1000 человеческих лет = 1 день богов).
Первая половина кальпы - «день» Брахмы, составляющий 4 320 000 000 «человеческих» лет, - делится, в свою очередь, на 1000 махаюг (или 4000 юг) или на 14 манвантар («периодов Ману»). Махаюга и манвантара - два разных принципа деления «дня Брахмы» на более короткие временные отрезки.
Махаюга - это цикл из четырех последовательно сменяющих друг друга эпох (юг): критаюги, третаюги, двапараюги и калиюги. Понятие юги, как и понятие кальпы, позволяет структурировать мировое время, поделив его на количественно определенные периоды. Но категория юги включает еще и очень важный качественный компонент. Время неравноценно по своему этическому значению. В пределах махаюги духовное состояние человечества меняется к худшему от эпохи к эпохе, пока не приходит в полный упадок. Поэтому каждая из четырех юг имеет собственное наименование и отличную от других эпох временную протяженность.
Критаюга (или сатьяюга) - это «золотой век» человечества, время его цельности и духовной чистоты. В этот период люди добры и справедливы, не знают порока, поклоняются единому богу и чтут одну веду.
Третаюга - это время появления первых пороков. Жертвоприношение - признак виновности человека - повсеместно входит в культовую практику. Из мира постепенно исчезает справедливость, но поклонение богам для многих еще жизненно необходимо.
В период двапараюги зло и пороки глубоко проникают в мир людей. Появляются болезни. Происходит разделение Веды на четыре части; человек уже не исполняет религиозных обязанностей, так как больше не видит в этом смысла.
Во время калиюги человечество переживает эпоху глубокой духовной деградации. Люди забывают о богах и добродетели. Женщины предаются распутству, мужчины истребляют друг друга в войнах, правители грабят подданных. Праведники нищенствуют, а преступники процветают. Это время злобы, лжи и алчности. Людей поражают тяжелые недуги, их жизнь становится короткой.
Кальпа делится на 14 манвантар - «периодов Ману», каждый из которых включает возрождение и гибель человечества. Одна манвантара равна 71 махаюге, или 306 720 000 «человеческих» лет. Каждой из манвантар правит один из законоучителей, носящих это имя.
Каковы, согласно индуизму, временные координаты соврем енпого мира? Сейчас идет шестое тысячелетие калиюги, начавшейся (в пересчете на наше летоисчисление) в полночь с 17 на 18 февраля 3102 года до н. э. Эта калиюга входит в 28-ю махаюгу и 7-ю манвантару нынешней кальпы, которая является первым днем 51-го года жизни Брахмы и называется вараха (то есть «вепрь», так как в этой кальпе Вишну воплощен в вепре). Правит сегодняшней манавантарой Ману Вайвасвата (создавший «Законы Ману»).
Философские школы
Ортодоксальные даршаны
Европейский термин «философия» в индуизме не имеет однозначного эквивалента. Индусы оперируют понятиями брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное видение), анвикшики (рефлексивное исследование). Термином «даршана» обозначают и направление в философии (школу). Даршаны делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Обычно выделяют б ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. К числу неортодоксальных школ относится локаята.
Санкхья
Санкхья (размышление, число, исчисление) - одна из самых ранних философских систем индуизма. Многие идеи санкхьи встречаются уже в средних и поздних упанишадах (например, в Майтри-упанишаде).
Основателем санкхьи считают полумифического мудреца Капилу (до VI века до н. э.), афоризмы которого (Санкхья-сутры) веками хранились в устной традиции и, вероятно, легли в основу санкхья-карик Иваракриш-ны (III-IV века н. э.), составляющих так называемое «Золотое семидесятистишье». Это произведение считается базовым текстом санкхьи. В древности и в период раннего Средневековья санкхья была весьма популярна. В XV веке ее традиция прекратилась.
Созданная Ишваракришной классическая санкхья дуалистична и нетеистична: дух (пуруша) и материя (пракрита) рассматриваются в ней как совершенно независимые друг от друга субстанции, при этом отрицается существование единого абсолюта (как в личной, так и безличной форме).
Согласно санкхье, мир имеет двойственную природу, то есть состоит из материального и духовного начал. Пракрити (природа) - это изменчивая материальная субстанция бытия. Пуруша (личность) - его вечная и неизменная духовная основа, мировое «Я». Человек материален и духовен одновременно. Внутреннее духовное «я» (пуруша) существует у каждого человека, так что пуруш много, но субстанциально они тождественны.
Пуруша абсолютно пассивен и бездеятелен, он не вовлекается ни в какие материальные процессы (изменения состояний пракрити), оставаясь на позициях наблюдателя.
Пракрити пребывает в одной их трех гун (качеств):
- покоя и равновесия (саттва);
- активности (раджас);
- пассивной инертности (тамас).
В своем исходном пассивном состоянии пракрити едина, бескачественна и неопределима. Однако в присутствии пуруши она активизируется, приобретает способность к самодвижению и саморазвитию, изменяет свои состояния и разворачивается в различные модификации, или типы, сущего - таттвы (всего санкхья насчитывает 25 таттв).
Традиционную для индуизма проблему духовного освобождения санкхья исследует в контексте учения о пуруше и пракрити. Согласно санкхье, пуруша отождествляет себя с пракрити в силу трансцендентального заблуждения (авидьи). В результате материя приходит в движение. Ее первой таттвой становится появление «мирового ума» (махат). Следствием дальнейшего развертывания пракрити становится формирование макрокосма и, одновременно, появление коррелирующих с ним структур и уровней субъекта (человека).
Заметим, что санкхья относит все уровни и типы психического (за исключением пуруши - субстратного сознания) к состояниям пракрити, то есть считает их формами материи, а не духа. Основные типы психического: читта (психика), манас (ум), буддхи (осознавание), ахамкара (самостность, эгоизм).
Активизированная пракрити вовлечена в круговорот сансары. Отождествляясь с пракрити, пуруша и себя воспринимает пленником сансары. Однако это восприятие ошибочно - в силу исходного субстанционального различия пуруша и пракрити не могут иметь «общей судьбы». Следствием заблуждения становится страдание (духкха), толкуемое санкхьей в совершенно буддийском ключе. Санкхья убеждает в необходимости «разотождествления» духа и материи, «разъединения» пракрити и пуруши (чистого сознания), с тем чтобы последний осознал себя пребывающим «в своей собственной природе». При этом он не соединяется ни с личным богом, ни с безличным абсолютом - реальность того и другого классическая санкхья отрицает.
Осознание себя пурушей есть кайвалья. Практические методы достижения кайвальи разрабатывались в йогических практиках (санкхья, вообще, считается теоретическим фундаментом йоги).
Йога
Кто сам себя победил, тот сам себе союзник, Кто же собой не владеет, тот… себе враждебен.
Бхагавад-гита
Слово «йога» имеет в санскрите до 20 значений и производно от санскритского «йудж» («соединять», «объединять»). Йога - это не доктрина, а духовная практика, открывающая путь к достижению самадхи, к единству универсального и индивидуального, слиянию Брахмана и Атмана. Иными словами, йога открывает путь к богу через познание человека.
Йога практикуется в Индии с древности и восходит к доарийской тантре. На протяжении веков разрабатывались различные виды йоги, предлагающие разные способы физического и духовного совершенствования: ражда-йога (йога познания), карма-йога (йога действия), упасана-йога (йога приверженности), мантра-йога (йога произнесения священных слов), лайа-йога (йога восприятия разума), кундали-йога (метод пробуждения энергий), хатха-йога (метод совершенствования тела) и др.
«Восьмиязвенная йога», как одна из ортодоксальных даршан брахманистской философии, сложилась во II-III веках до н. э., с созданием йога-сутр, автором которых считается Патанджали. Основатель даршаны суммировал многовековой опыт развития практической йоги и дал его осмысление. В трактовке Патанджали, йога - это система практических методов, которые позволяют отделить бессмертную душу от бренного тела, прекратить цепь перерождений и слиться с Брахманом. Таким образом, цель йоги - преодоление изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической целостностью абсолюта.
Раджа-йога («королевская йога»), в той или иной мере включающая в себя другие виды йоги, представляет собой комплексный и наиболее интенсивный метод достижения духовных вершин. Комплекс раджа-йоги сложен. Для овладения им требуются выдержка, упорство, аскетизм, дисциплина, постоянные тренировки и умение поставить весь свой организм, все протекающие в нем физиологически процессы под контроль воли. Для соединения с мировой душой должны быть пройдены восемь ступеней (анг.):
- яма (самоограничение, отказ от пяти видов неправильного поведения);
- нияма (дисциплина повелений, соблюдение пяти непреложных правил);
- асана (правильная поза для сосредоточения);
- пранаяма (управление дыханием);
- пратьяхара (управление органами тела и органами чувств; отвлечение органов чувств от раздражителей);
- дхарана (концентрация, сосредоточение внимания);
- дхьяна (медитация - внутреннее созерцание объекта, удерживаемое вниманием);
- самадхи (просветление, сверхсознание).
Первые две ветви (яма и нияма) предназначены для того, чтобы подготовить ученика к более сложным уровням практики, очистив его сознание от неправильных мыслей и действий.
Понятие ямы, означающей самоограничение и моральный самоконтроль, соотносится с образом ведийского бога смерти Ямы. Этот бог не сразу нашел свое призвание. Первоначально в нем видели солярное божество, затем - одного из близнецов Владыки истины. Ригведа также говорит о Яме как о прародителе человечества. Став «первым, кто умер», Яма открыл путь смерти для других. Он владыка умерших и самый справедливый из судей. Воплощенная в нем дхарма (божественный закон) - условие бессмертия, поэтому бог смерти считается и хранителем бессмертия. На этом этапе начинающему йогину необходимо соблюдать ряд принципов. Он должен быть сдержан во всем, уметь ограничивать себя в пище, избегать других соблазнов, подавлять половой инстинкт, отказаться от ненужного расходования жизненной силы, быть сосредоточенным и самоуглубленным. Главные из ям:
- воздержание от причинения вреда или применения насилия по отношению к другим носителям жизни (в том числе животным и растениям) в мыслях, словах или поступках (ахимса).
- Ахимса предполагает строгое вегетарианство - отказ от употребления животной пищи;
- отказ от лжи, правдивость в помыслах, словах и делах (сатья);
- отказ от присвоения того, что принадлежит другому, нестяжание (астейа);
- отказ от чувственных удовольствий и растрачивания половой энергии в каких бы то ни было формах, целомудрие (брахмачаръя);
- подавление алчности, корыстолюбия (апариграха).
Во-вторых, йогину следует развивать в себе лучшие человеческие качества и склонности. Основные ниямы:
- нравственная и физическая чистота (сауча);
- довольство, удовлетворенность (саитош);
- аскетизм, сосредоточенность, управление желаниями (тапас);
- любовь к знанию, изучение священных текстов (шрадхъяя);
- готовность подчиниться божественной воле (ис-рарапранидхана).
Следующая ступень раджа-йоги - овладение позами тела (асанами), способствующими пробуждению духовных энергий. Если асана выполняется правильно, тело может оставаться неподвижным в течение многих часов. Со временем йог становится исключительно выносливым, неуязвимым для болезней.
Более сложная ступень - искусство правильного (пранаяма), понимаемое как управление жизненной (праной). Йог добивается глубокого и ритмичного дыхания, умеет задерживать его без ущерба для здоровья. Освоив технику дыхания, он обретает способность управлять своим психологическим состоянием, отключаться от внешних воздействий, не реагировать на какие бы то ни было раздражители и сосредоточиваться на себе. Такое состояние называется пратьяхара - дисциплина чувств. Это последняя из подготовительных ступеней.
Перечисленные пять ступеней раджа-йоги составляют ее «внешние ветви». Это этап, предшествующий собственно духовной практике («внутренним ветвям») и включающий три ступени:
дисциплина ума (дхарана), предполагающая способность концентрироваться на том или ином духовном объекте (это может быть часть тела йогина, абстрактная идея или непосредственно Брахман). Брахманизм понимает эту стадию как первый шаг к состоянию святости и слияния с абсолютом;
созерцание (дхъана) - постижение сущности объекта, второй шаг на пути к Брахману. Сконцентрированная мысль углубляется, становится все более отвлеченной и иррациональной и, как утверждают йоги-ны, проникает в законы мироздания и смысл всех вещей;
транс, просветление, сверхсознание (самадха) ——последняя стадия, на которой духовное «Я» (пуруша) полностью отделяет себя от тела (пракрити). Возникает состояние блаженства, внутренней свободы, «парения» над миром. В этот момент карма уничтожается, и человек вырывается из сансарического плена.
Древняя йога до сих пор широко практикуется индусами и является неотъемлемой частью современной индийской культуры. На Западе число адептов йоги также исчисляется миллионами.
Вайшешика
Исходный текст даршаны - Вайшешика-сутры («вишеша» - «особенное»), приписываемые мудрецу Канаде (VI-V века до н. э.).
Дальнейшее развитие идеи Канады получили в труде Прашастапады (IV век) «Падартха-дхарма-санграха» («Компедиум атрибутов, свойственных называемым предметам»). Школе свойственна последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленные проблемы.
В центре внимания вайшешики - онтологические проблемы, трактуемые в материалистическом ключе. У Прашастапады реально сущее имеет 6 видов (категорий):
- субстанция;
- качество;
- действие;
- общность;
- особенность;
- присущность.
Первые три категории существуют реально. Следующие три являются продуктами деятельности ума (категориями логики). Таким образом, в учении о бытии выделяются два пласта - космологический и рефлексивный.
В познании главная роль отводилась категории «особенное» (давшей название учению), отражающей реальное разнообразие субстанций (обладающих качеством и действием). Вайшешика признает девять субстанций: земля, свет, эфир, время, пространство, душа, ум.
Ньяя
Основатель ньяи (метод, рассуждение, способ) - Готама, автор Ньяя-сутр (III-II века до н. э.). Позднее исходные сутры были дополнены вторичными текстами, среди которых наиболее значительным считается комментарий Уддьотакары (VII век). В истории школы выделяются два этапа: древняя ньяя и новая ньяя. Становление школы происходило в острой полемике с буддистами.
В центре интересов школы - проблемы закономерностей мышления (методология и техника мышления, законы логики и т. п.). К заслугам ньяи относятся теория вывода и учение о формах силлогизма. В ньяе силлогизм, в отличие от древнегреческого, пятичленен: посылка, доказательство, иллюстрация, применение доказательства, заключение.
Космологические установки ньяи в целом близки к позициям вайшешики:
существует материальная вселенная, состоящая из , сочетание которых образует все предметы;
помимо атомов, существуют также души. Вселенная населена бесчисленным множеством душ, которые могут находиться в свободном состоянии или быть связанными с материальными атомами;
существует бог как высшее регулирующее духовное начало, однако он не является создателем душ и атомов. Бог-управитель (Ишвара) лишь создает сочетания атомов, обеспечивает связь душ с атомами и разрывает эту связь.
В гносеологии ньяики признают существование четырех типов простых актов познания: ощущение, вывод, аналогия и авторитетные свидетельства других людей. Ложное знание трактуется как принятие одного объекта за другой.
Изучение индийских философских текстов без понимания основ ньяи затруднительно, поэтому с давних пор преподавание этой даршаны включено в систему традиционного образования в качестве одного из фундаментальных предметов, таких как грамматика.
Миманса
Миманса (или, точнее, пурва миманса - «первое исследование», «раннее исследование») изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Даршана основана на Миманса-сутрах Джаймини (IV-III века до н. э.) и комментариях к ним, среди которых выделяются труды Шабары (III век), Кумарилы Бхатты (VII-VIII века) и Прабхакары, его современника.
Основатели мимансы утверждали, что Веды не могут считаться откровением в полном смысле слова, поскольку содержащиеся в них религиозные положения и философские идеи нуждаются в логическом обосновании. Более того, изучение священных книг, как и всякие другие способы получения знаний, отнюдь не являются гарантией достижения мокши - освобождения от сансарического состояния. Мокша вообще не может быть достигнута на рациональной основе. Путь к освобождению - неукоснительное соблюдение дхармы, общественного и религиозного долга, а именно - выполнение обрядов и подчинение ограничениям и запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме может привести к мокше даже независимо от стремлений индивида.
Как и санкхья, миманса признавала существование духовного и материального начал, но, в отличие от санкхьи, уделяла философии значительно меньше внимания, чем религии, точнее - религиозности. Сложившись в период расцвета брахманизма («религии ритуалов»), миманса стала его саморефлексией и философским осмыслением.
Веданта
Веданта - ведущая даршана брахманизма, базирующаяся на упанишадах. Создателем веданты считается философ Бадараяна (около V века) - автор Брахма-сутр (религиозно-философских афоризмов), излагающих суть этой системы. В Тройственный канон веданты включены, помимо упанишад, Бхагавадгита и Брахма-сутры (или Веданта-мутры) Бадаряны.
В центре внимания философов-ведантистов - вопрос о соотношении Атмана и Брахмана. Исторически сложились три направления веданты, каждое из которых отстаивало свое понимание этой проблемы. В рамках даршаны исследовались также проблема соотношения Брахмана и мира, пути освобождения от сансары и др.
Веданта - наиболее мощное и самое авторитетное философское направление в индуизме, содержащее в себе базовые концепты индуистской философии. В позднее Средневековье веданта постепенно вытеснила другие даршаны, интегрировав в себя некоторые положения санкхьи и йоги, и превратилась в общепринятую теологию индуизма.
В период национальной борьбы за независимость веданта стала восприниматься как символ величия и духовного суверенитета индийской культуры.
Ведантистская основа прослеживается в трудах Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Рамакришны, Рам Мохан Роя и др.
Адвайта-веданта
Исторически первой школой веданты является адвайта (недвойственная, или недуальная) веданта, созданная Гаудаиадоп (VI век) и Шанкарой (VIII-IX века). Ее исходный принцип выражен афоризмом: «Брахман реален, мир нереален, душа суть то же самое, что Брахман».
С точки зрения адвайта-веданты, Брахман представляет собой недвойственный Абсолют. Недвойственность означает, что Атман тождествен Брахману, совпадает с Брахманом. Их разделенность - кажущаяся. Человек не является носителем «индивидуального» духа, поскольку Атман есть Брахман. Разделенность мира на объект и субъект - иллюзия (майя), возникающая вследствие авидьи - трансцендентального неведения. Ведь на самом деле мира попросту… не существует. Реален лишь Брахман. Мудрец, постигший и переживший тождество Атмана и Брахмана через джняну (иррациональное интуитивное знание), освобождается от неведения и от сансарическош плена.
Вишиштадвайта-веданта
Вишиштадвайта (ограниченно недвойственная) веданта, созданная во второй половине XI века. Рамануджей - это теистическое и персоналистическое учение, оспаривающее положения адвайта-веданты «по всем пунктам». С точки зрения Рамануджы:
Брахман есть личный Бог, творец и управитель мира, тождественный Вишну;
Атман не совпадает с Брахманом, но является его частью (таким образом, Брахман «больше» Атмана);
вселенная и Бог соотносятся как тело и душа; майя не иллюзия, а проявление творческой созидательной силы Бога;
освобождение заключается не в переживании тождества Я и Бога, а в достижении их относительного единства, посредством бхакти - всепоглощающей любви.
Двайта-веданта
Двайта-веданта (двойственная веданта) была изложена в XIII веке брахманом Мадхвой, который развивает концепцию Рамануджи и подвергает еще более радикальному пересмотру тезисы адвайта-веданты. Автор учения отвергает возможность даже относительного единосущия «Я» (души) и Брахмана, выступающего исключительно как личный Бог. Вслед за Рамануджей Мадхва признает наивысшую ценность бхакти и понимает мокшу как любовный союз души и Бога, подобный близости влюбленных. Помимо этих основных направлений веданты, существовало множество промежуточных течений (системы Нимбарки, Валлабхи и др.), авторы которых исследовали тот же круг вопросов.
В либерально-реформаторских направлениях индуизма ХIХ-ХХ веков (например, в Обществе Брахмана - Брахмосамадж, созданном бенгальским ученым Раммохан Роем) предпринимались попытки использовать некоторые положения веданты для реформы индуизма. Предлагалось монотеизировать индуизм путем установления культа Брахмана как единого и единственного личного Бога - промыслителя и творца.
В XX веке известный религиозный философ Ауробиидо Гхош предпринял попытку примирить три основных направления веданты на основе концепции эволюционизма.
Неортодоксальные даршаны
Неортодоксальные даршаны не признавали авторитет Вед, отрицали доктрины кармы, сансары и мокши, целесообразность жертвоприношений и т. д. К числу такого рода «нигилистических» систем, популярных в древности и в Средневековье, относится локаята. Возникновение локаяты связывают с мифическим мудрецом Брихаспати; отдельные атеистические и антиведийские выпады приписывают легендарному Чарваке (поэтому локаяту иногда называют также чарвака). Тексты школы утрачены.
Все многообразие бытия локаята выводит из материальных причин. Физический мир, а также сознание, разум и органы чувств, согласно локаяте, состоят из четырех : земли, огня, воды и воздуха (некоторые тексты дополняют этот список эфиром). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Свойства предметов зависят от того, из каких элементов они составлены, и в каких пропорциях эти элементы сочетаются. После смерти живого существа связь между элементами распадается, и они становятся частью неживой природы.
Гносеология локаяты вытекает из ее онтологии: органы чувств могут воспринимать предметы постольку, поскольку и те, и другие состоят из одинаковых элементов («подобное познается подобным»).
Этика локаяты ориентирована на гедонизм. Цель жизни локаятики видели в получении удовольствий, прежде всего чувственных.
Наивный материализм локаяты, заставляющий ее приверженцев отрицать существование внечувственных и сверхчувственных объектов: бога, души, загробного мира и т. п. - нередко становился поводом для насмешек со стороны оппонентов.
– возвратное местоимение «сам», «себя»; «тело»; «сущность»; «душа», «дух», «мировой дух»), в индийской философии, безначальное и непреходящее, «субстанциальное» духовное начало индивида, во многих текстах отождествляемое с началом бытия.
Добуддийский период.
С первыми свидетельствами об Атмане как духовно-сущностном начале человека мы встречаемся в Атхарваведе и в другом гимне того же собрания, где достигший совершенства в воздержании знает того Атмана, который мудр, бессмертен, «вечно юн». Индийская мысль начинает осваивать и идею единства сущности микро- и макрокосма: в Шатапатха-брахмане прямо утверждается, что Атман есть правитель и царь всех существ. В том же тексте содержится вдохновенное наставление мудреца Шандильи, которое предвосхищает учение Упанишад: Брахман, который есть весь этот мир, есть в то же время и Атман во «внутреннем сердце», меньший рисового, горчичного или просяного зернышка или даже сердцевины рисового зернышка и одновременно больший, чем земля, атмосфера, небо и все миры; и это вседействующее, всежелающее, всеобоняющее, всеощущающее, всеохватывающее, «молчаливое» и ничем не обусловленное начало есть «мой Атман», сокровенный, и он же – Брахман, в которого знающий «войдет» после смерти. Другое заслуживающее внимания обращение к Атману до Упанишад – характеристика его в Тайттирия-араньяке : он живет в людях и «правит» ими и в то же время является во множестве форм, в которых едины сто небесных светов, Веды и жрецы; он же называется «мыслящим Атманом» (манасина атман) в человеке.
Упанишады можно без преувеличения назвать эзотерическими наставлениями об Атмане.
В Брихадараньяке идея единства Атмана и Брахмана находит выражение в нескольких контекстах. В триаде «имя – образ – деяния» Брахман соответствует сущности каждого из этих компонентов, но вся триада как таковая есть Атман. Победитель состязания знатоков сакральной мудрости Яджнявалкья называет «Атмана внутри всего» тем, что присутствует во всей жизнедеятельности человека, но само не может быть познано. Непознаваемость Атмана как источника всякого познания и возможность дать ему лишь отрицательные характеристики (убеждающие в том, что речь идет об абсолютном начале бытия) выражается Яджнявалкьей в его знаменитой рекомендации познавать Атмана как «Не то, и не то, и не то...»: он непостижим, ибо не постигается, неразрушим, ибо не разрушается, «неприкрепляем», ибо не «прикрепляется», не связан, не колеблется и не терпит зла. В беседе же со своей разумной женой Яджнявалкья утверждает, что все мирские блага дороги не ради себя, но только ради Атмана, который есть источник всего; потому после смерти человек лишается сознания, ибо «вливается» в свой источник, и в этом слиянии исчезает всякое подобие двойственности. Любая двойственность в познании может быть, только когда есть «один» и «другой», но когда все стало Атманом, никто никого не может обонять, видеть, слышать, с кем-либо говорить, о ком-либо мыслить, ибо нельзя «познать познающего». В Брихадараньяке сохранились два знаменитых «великих речения» (махавакья): «Я есмь Брахман» и «Тот Атман есть, поистине, Брахман», выражающие «великое тождество».
В Чхандогья-упанишаде воспроизводится вышеприведенное учение Шандильи. Царь Ашвапати наставляет шесть брахманов об Атмане Вайшванаре («всечеловеческий»), который не может быть отождествлен ни с одним природным феноменом, но является целым, являемым в частях и тождественным себе. В диалоге Нарады и Санаткумары Атман объявляется «бесконечным» (бхуман), источником природных, а также психических феноменов, познание которого освобождает от уз смерти. В легенде же о том, как бог Индра и демон Вирочана приходят за наставлением об Атмане к владыке мира Праджапати, демон удовлетворяется ложным истолкованием Атмана как отражения тела в воде, тогда как Индра достигает правильного истолкования Атмана – как бессмертного, бестелесного и познающего начала. В Чхандогье неоднократно воспроизводится «великое речение», которое всегда рассматривалось как нормативное выражение тождественности Атмана и Брахмана: «То есть ты» или «Ты еси то». Кроме Брахмана Атман отождествляется и с другим духовным началом – Пурушей.
В Айтарея-упанишаде Атман – персонифицированное божественное первоначало, создающее миры, Пурушу, органы жизнедеятельности и т.д. В Каушитаки Атман – познающее начало и жизненное дыхание, связанное с органами жизнедеятельности и их объектами, «блаженство, лишенное старости» и бессмертное. В Тайттирийе Атман выступает источником мира (из него возникает пространство, из того – ветер, из того – огонь и т.д.), и одновременно предлагается его стратификация: Атманы пищи (тело), дыхания (праны), разума, распознавания и блаженства.
Эпоха Будды.
Тексты Палийского канона, прежде всего собрание Дигха-никаи , свидетельствуют о появлении множества групп «шраманов и брахманов», большинство из которых обсуждали свойства Атмана. Среди этих мыслителей, которые были в числе первых реальных философов Индии, буддисты различают тех, кто основывал свои доктрины на личном духовном опыте, практике аскезы и созерцания, но обосновывал их дискурсивными средствами, и «чистых дискурсистов», полагавшихся только на разум. Некоторые из них отстаивали тезис о вечности, точнее, безначальности Атмана и мира. При этом аскеты опирались на присущую им якобы способность познавать свои неисчислимые предыдущие рождения, другие же философы, выражая суждения, «отшлифованные [их] дискурсом, базирующиеся на исследовании и [как бы имеющие признаки] самоочевидности», приходили к заключению о том, что Атман, как и мир, безначален, «бесплоден», как вершина горы (ничего не порождает), и прочен (неизменен), как колонна. Иные различали двух Атманов, – преходящего и вечного, – отождествляя первый с пятью органами чувств и телом, второй – с началом мысли, ума и «различения». Вопрос, который поставил мудрец Яджнявалкья – о существовании и сознательности индивида после смерти, – получил, судя по Брахмаджала-сутте , не менее 30 ответов, и даже если в их изложении усматриваются элементы позднейшей схематизации, само свидетельство о разногласиях представляется реалистичным. Здесь «шраманы и брахманы» делятся на четыре группы. Первые отстаивали посмертное «безболезненное» существование Атмана и его сознательность, но расходятся в частностях: является ли он тогда наделенным формой или нет, а также «конечен» он тогда или «бесконечен», сознает ли единство вещей или их множественность и какова эмоциональная сторона его «безболезненности». Вторые, напротив, подобно Яджнявалкье, считали, что Атман существует после смерти тела бессознательно, – снова с расхождениями относительно его «оформленности» и «конечности». Третьи искали компромиссное решение: Атман после смерти не является ни сознательным, ни бессознательным, – снова с указанными расхождениями в частностях. Наконец, четвертые вообще отрицали существование Атмана после смерти, отстаивая учение о гибели живого существа после распада тела.
Некоторые философы обратились к проблеме, обозначенной в Тайттирия-упанишаде , разрабатывали стратификацию уровней Атмана. Один из пилигримов (паривраджаки) брахманистской ориентации Поттхапада задал Будде вопрос – идентично ли сознание Атману? Когда же Будда спросил его, что он, в свою очередь, понимает под Атманом, тот изложил ему учение о трех уровнях Атмана. Первый – тонкое материальное образование (оларика), составленное из четырех стихий (земля, вода, ветер, огонь) и питающееся пищей, т.е. тело. Второй – ментальное образование (маномайя), также наделенное определенными «органами» и способностями. Третий – бесформенное и «состоящее из одного только сознания» (саннамайя).
Критика Буддой учения об Атмане учитывала степень подготовленности собеседника к отрицанию Атмана. Так, Поттхападе он показал, что ни на одном из намеченных им уровней Атман не может совпасть с сознанием (поскольку факт сознания для всех самоочевиден, то из этого следует, что от идеи Атмана можно отказаться). В диалоге с другим странником, Саччакой, Будда вынуждает его признать, что ни один из пяти логически возможных уровней Атмана, соответствующих срезам телесности, ощущений, представлений, волевых установок и сознания (то, на что индивид уже в раннем буддизме делится без остатка по простейшей классификации дхарм – мгновенных, точечных элементов бытия), не может соответствовать понятию Атмана, поскольку, во-первых, индивид не имеет возможности влиять на них (следовательно, они не относятся к его Я, для которого, таким образом, не остается места) и, во-вторых, каждый из них может быть охарактеризован как то, что непостоянно и несчастно, а все таковое не есть Атман. Согласно преданиям, первым учителем Будды был санкхьяик и йогин Арада Калама, который учил о медитативном «обособлении» Атмана от всех элементов телесно-ментального состава индивида и диспозиций его сознания, которым он «внеположен». По Ашвагхоше (1–2 вв.), Будда ушел от него, обосновав свое решение тем, что Атман, «очищенный» от ощущений, воли и сознания, является фикцией, а также потому, что вера в Атмана обусловливает привязанность человека ко всему «своему», не позволяет избавиться от эгоцентризма и является, следовательно, основным препятствием для «освобождения».
После Будды.
Попытки отстоять идею Атмана отразились в эпической Мокшадхарме . В ответ на доводы буддистов, что его излишне вводить для объяснения реинкарнации при наличии установленных эмпирических факторов, таких, как незнание, действие и «жажда» объектов и становления (тришна), санкхьяик Панчашикха возражает, что без допущения Атмана трудами одного существа должно будет воспользоваться другое, которое вынуждено будет расплачиваться и за чужие проступки. Но на отрицание Атмана был и другой ответ: по Катха-упанишаде , Атман не постигается рациональными средствами и даже изучением, и открывается тому, кого избирает сам.
В той же Катха-упанишаде , где Атман сравнивается с владельцем колесницы (тело), вводится понятие «великого атмана» (атма махан), означающее загадочное, но по своему «статусу» весьма высокое начало, располагающееся между интеллектом-буддхи и «непроявленным». В Майтри-упанишаде появляется «атман живого существа» (бхутатман), который, с одной стороны, практически отождествляется с телом, с другой – подвластен результатам добрых и злых деяний, обретает благое или неблагое лоно в реинкарнации и, будучи зависимым от первоматерии Пракрити, впадает в «самомнение». Очевидно, что речь идет об осмыслении того промежуточного, «душевного» Атмана, о котором рассуждал еще паривраджак Поттхапада. В Мокшадхарме различаются воплощенный Атман (дехин) и Атман «тонкий»: второй блуждает, где ему заблагорассудится, пока первый пребывает в глубоком сне. «Атман жизни» (дживатман) – еще одно производное от Атмана, не обладающее его достоинством, но наиболее близкое к одушевляющему началу. Значительно выше статус «внутреннего Атмана» (антаратман), который почти неотличим от «обычного» Атмана, но иногда противопоставляется ему как универсальный – индивидуальному. Иногда же он прямо отождествляется с высшим началом. Наконец, эпические тексты свидетельствуют о «Высшем Атмане» (параматман): последователи пути знания, освобождающиеся от уз сансары и восходящие в небесные миры, достигают обители Нараяны (Вишну), который и «определяет» их к этому Атману, с коим они сливаются, обретая бессмертие и никогда больше не возвращаясь в этот мир. Другой Высший Атман получает особое место в некоторых списках начал санкхьи, где он обозначается в качестве 26-го и противостоит «обычному» Атману как 25-му (противостоящему первоматерии Пракрити и 23 ее эманациям). Контексты соответствующих пассажей позволяют видеть в нем одновременно и Атмана, достигшего «пробуждения» истинного самопознания (буддха), – «обычный» Атман тот же самый, но еще только «пробуждающийся» (будхьямана), – и Универсального Атмана, или Брахмана, который один знает и духовные начала, и первоматерию.
Один из поздних эзотерических текстов, посвященных Атману, отождествляя Атмана и Пурушу, различает трех Атманов – внешнего, внутреннего и высшего. Третьего следует почитать как самый священный слог «Ом», который постигается благодаря особому размышлению и йоге; его отличительные признаки – неизменность, совершенная «простота» и неописуемость, а также отсутствие связи с прошлыми существованиями. Разумеется, эти новые производные Атмана следует отличать от его отождествлений с высшими индуистскими божествами, которые также засвидетельствованы во множестве мест в средних и поздних Упанишадах, так и в эпических текстах. Примером может служить утверждение, что Высший Атман имеет природу Нараяны – самовластного, возвышающегося над первоматерией и свободного от добра и зла.
Философские системы.
Хотя все индийские философские системы-даршаны, кроме материалистов и буддистов, признавали онтологически независимое духовное начало (у санкхьяиков Атмана замещает «чистый субъект» пуруша, у джайнов в значительной мере джива), определяющий вклад в теоретический анализ концепции Атмана внесли ньяя и адвайта-веданта.
В комментарии к Ньяя-сутрам («Желание, отвращение, усилие, удовольствие, страдание и познание – знаки, [по которым] выводится [существование] Атмана») Ватсьяяна (4–5 вв.) обосновывает тезис, что все эти бесспорные феномены сознания оказались бы необъяснимыми, если принять то замещение перманентного духовного начала точечными «фракциями» сознания, на котором настаивают буддисты, ибо все они основываются на различных аспектах памяти, соотнесении настоящего опыта с прошедшим и планирование на его основе будущего, которые не могут обеспечить эти по определению мгновенные феномены. Атман как субъект познания (джнятри) является одновременно субъектом и «субстратом» чувства, воления и действия потому, что именно он знает радость и страдание, средства достижения первого и избежания второго и именно он предпринимает в связи с этим соответствующие усилия.
Согласно Шанкаре (7–8 вв.), истолковывавшему «великие речения» Упанишад, различия между объектами, между субъектами, а также между субъектами и объектами являются следствиями Незнания, потому что опираются на основное заблуждение – представление о различии между индивидуальным субъектом и Абсолютом. Тело есть продукт Майи, представление о собственных индивидуальных желаниях и нежеланиях, симпатиях и антипатиях, интересах и средствах их реализации – действие глубинного незнания. По определениям Атмана у ученика Шанкары Сурешвары в Брихадараньякопанишадбхашья-варттике , слово «атман» означает «проникновение», «пронизывание», ибо он «проникает» все, что не является Атманом, подобно тому, как веревка – змею, а также потому, что он созерцает все трансформации сознания, в которых он отражается благодаря своей светоносности. Пример Сурешвары весьма значим: согласно аллегории ведантистов, мир подобен змее, которую человек в темноте по ошибке видит в свернутой веревке, и является временной иллюзией (хотя и не фантомом, как сын бесплодной женщины), в которую верят до «прозрения».
Владимир Шохин
Атман –
слово, которым в учении адвайты обозначают высшее «Я». Атман – это не какая-то мистическая химера, а вполне доступное и даже очевидное переживание собственного присутствия в настоящий момент времени. Это – психическая реальность, ощущение бытия, которое в чистом виде переживается как безграничная свобода. Атман – то, что мы переживаем прямо сейчас. Это – психологический времени – тот самый миг, в котором происходит жизнь – наша истинная суть. Чем ясней связь с высшим «Я», тем сильней ощущение происходящей реальности, ощущение, что все это действительно происходит прямо сейчас. Кому-то может показаться странным, почему об этом вообще заходит речь, ведь то, что реальность существует – это нечто, понятное и само собой разумеющееся по умолчанию. Чтобы лучше прояснить то первостепенное значение, которое я придаю этому «психическому аспекту» жизни, попробуем рассмотреть его в сравнительном анализе.
Днем мы бодрствуем, выполняем рутинную деятельность, пребывая в относительно сознательном состоянии. Однако, чаще всего, если нас попросить пересказать, что с нами происходило в течение дня, включая всю ментальную деятельность, чувства, движения, все, что ощущали наши пять органов восприятия, мы не сможет припомнить и доли процента. Человек помнит только ключевые, важные для его дальнейшей деятельности моменты, связанные с проекциями малого «я» – . Вся остальная память вытесняется в бессознательное.
То есть наша повседневная – весьма относительна. А когда человек отходит ко сну, уровень осознанности падает еще в несколько раз, и после сна, он может вспомнить очень немногое – лишь самые яркие сны, а часто, вообще – ничего. Во время сна «ощущение» реальности сбавляется настолько, что почти никак не фиксируется.
И вот как бы в противовес ночному сну существует и другое – сверхсознательное состояние, по сравнению с которым даже дневное бодрствование покажется сном и отсутствием жизни.
Обыватель практически не осознает свою «бытийность», и воспринимает эти аспекты через какие-то косвенные переживания – фиксирует умом объекты и делает вывод, что он есть, потому что иначе было бы некому воспринимать этот мир форм. Если принять это просто, как логический факт, могут возникнуть мысли: «ну есть я, а дальше что? Дополнительных денег в кармане от этого не появляется… В чем практическая ценность осознания собственного существования?»
Подобные вопросы, справедливо возникающие из поверхностного ума, говорят лишь о том, что человек за этот ум крепко зацеплен, и его внимание на данный момент не способно оторваться от поверхности и направиться в глубину, в причину и суть происходящих процессов – в настоящее мгновение.
Когда мы задаем подобные вопросы, следует обратить внимание на тот коренной парадокс, что в то время как возникает вопрос, отсутствует сам вопрошающий. Какой смысл интересоваться следствиями, если нет понимания исконной причины происходящего? Какой смысл во вторичных проявлениях «я», если человек это свое «я» совершенно не осознает.
Мы не осознаём собственного присутствия. Возникают какие-то смутные ощущения твердого, мягкого, вкусного, горького, важного, скучного, какие-то картинки, чувства, сотни поверхностных мыслей… Но где среди всего этого «я»? Что есть «я»? Если попробовать успокоить себя такого рода концепцией, как «я есть совокупность всего», тогда в чем наше я отсутствует? Где та грань, которая разделяет реальность на «я» и его отсутствие? Являются ли волосы на голове нашим «я»? Наше тело? Ум? Если ощущаешь свое «я», получается – есть два «я», одно из которых наблюдает за другим? Или они одновременно наблюдают друг друга? Тогда появляется некое третье «я», способное быть сторонним свидетелем для двух предыдущих и т.д. Это – игры ума, концепции. Наше разрозненное эго соткано из этих ментальных сгустков.
Любой объект, который мы как-либо ощущаем, включая все наши ложные «я», является для нас сторонним, наблюдаемым наравне с другими аспектами мира форм. На глубинном уровне все формы, как одно целое, также являются Атманом – высшим «Я».
Все формы существуют, потому что существуешь ты, свет твоего сознания наделяет их жизнью. Существование самой жизни – это сияние твоего сознания.
Для человека Атман – это и есть Бог и высшая запредельная реальность. Даже мимолетное осознание факта этой связи дарует радость, проблеск удивительной , независящей ни от чего. Ведь никто и никогда не сможет этого отнять. Атман – это сама жизнь, в абсолютном ее аспекте, само существование, незримый фон для всего – истинная сущность человека . Это простое, чистое и бескрайнее, всегда свежее, наполняющее жизнью начало – источник, смысл и суть самой реальности.
Эзотерические учения называют осознание своего высшего «Я» просветлением. Адвайта говорит о высшем «Я», как об Атмане, о том, кто истинно есть. Йога говорит о высшем «Я» как о Пуруше, который наделен следующими свойствами: безначальный, тонкий, вездесущий, сознательный, запредельный, вечный, созерцающий, познающий, вкушающий, бездействующий, незапятнанный, ничего не порождающий. способствуют проявлению этих качеств, содействуют самопознанию, приближают нас к истине, к расслаблению в настоящем и раскрывают Атман – высшее «Я».
Чтобы Атман открылся, не нужно ничего делать, как-то напрягаться, или к чему-то стремиться. Вначале это приходит как – так, словно все погружается в сон, отпускается, но бодрствование, как некий конечный пункт всегда остается. Затем индивидуальная реальность распахивается, открывается тому, что есть, всегда было и будет. И тогда осознаешь, что ничего другого никогда не существовало и не могло существовать. Это – сама естественность, жизнь, которой ничто не может препятствовать. Она просто есть, она вмещает в себя мгновения, и в то же время ничто не способно ее затронуть.
На уровне сознания что-то в нас понимает, что у энергии нет начала, или ограничения, реальности не может ни прибавиться, ни убавиться. Не может быть и привязанности к чему-либо, или неприятия чего-либо, потому что все происходящее – спонтанная река жизни, в созерцании которой мы принимаем все, как есть, без вмешательства, без какого-либо искажения Истины, или даже ее интерпретации. Мы только наслаждаемся голосом этой реки, слушаем ее песню, отдаем себя ей. Ее движение подхватывает, проникает в каждое действие, в каждое мгновение. Единственное, что от нас требуется – это доверие к жизни. Все происходит само собой единственно возможным образом.
Если все является существованием, какие могут быть сомнения? Бог, Абсолют, Всевышний, высшее «Я» – слова не имеют никакого значения, потому что жизнь внутри нас не зависит от этих символов.
Сомнения – это иллюзия, концепции всегда иллюзорны. Сомнения приковывают к ментальной деятельности, к частному ограниченному знанию. Сомнения заставляют переживать, бояться, рождают неустойчивость, неудовлетворенность. Доверие к жизни делает сознание проницательным, вкушающим, дарует интуитивное озаряющее мышление. Это – проявление связи относительного мира с парадоксальным, вневременным, проявление связи человека и высшей инстанции, личности и высшего «Я».
Индивидуальность – то, что ты считал все это время собой – происходит в тебе, но это не ты. Для тебя, твое имя и личность – это персонаж, герой игры, который происходит в этой реальности наравне с мириадами других форм. Иногда этот персонаж говорит о чем-то, действует, что-то представляет, читает тексты, занимается практикой. Вся реальность – лишь то, что происходит на фоне высшего «Я», чистого бытия. Все окружающие тебя люди – это разные части твоего сознания. Реальность просто есть. Это твоя исконная сущность – твой дом, твоя истинная обитель. Это – удивительный, блаженный покой, вечный фон всего.
Можно в качестве аллегории привести пример искателя, потратившего годы на разыскивание волшебного талисмана, который все это время висел у него на шее. Человек, разрываемый желаниями, занят парадоксальной деятельностью – в поисках счастья, целостности и удовлетворения он перевернул весь мир и даже устремился к звездам, в то время как величайшая тайна, содержащая в себе полный охват реализации самой жизни находилась все это время в его собственном сердце.
Выделять одни объекты, полностью отдавая им свое внимание, это все равно, что выбрать для себя отдельную точку в бесконечности, и посвятить всего себя этой точке, не имеющей никакого значения на фоне абсолютного существования. Реальность будет отрывать от нее на бесконечные расстояния, и мы снова в страхе потери несуществующей опоры, будем рваться к ней. Именно так действует человек, когда отдает себя отождествлению с преходящими формами – упускает нечто неизмеримо более величественное, важное, всеобъемлющее, нежели мириады суетных преходящих явлений – упускает саму жизнь.
Существование любой формы, или даже бытие само по себе – это необъяснимое чудо. Почему реальность вообще должна быть? Не человеческая, социальная, но реальность как таковая, всеобъемлющая, содержащая в себе бесконечность и протянутого в вечности. Сама жизнь… почему она есть? Могла ли она не существовать? Это очень важный вопрос! Вдумайся всем существом, попытайся прочувствовать этот вопрос, ведь он сам по себе в своей основе уже содержит ответ. Почему реальность существует? Поначалу ответ будет мелькать, словно нечто невозможное, неуловимое, и только после пробуждения этот ответ проявит свою глубинную суть.
В учении адвайты Атманом называют высшее «Я» . И это не какая-то мистическая фантазия, а реальное и полностью доступное для каждого переживание собственного бытия в данный момент времени. Это психическая действительность, знаменующаяся ощущением своего пребывания в этом мире как ничем не замутненной и безграничной свободы. Атман - это то, через что человек проходит прямо сейчас. Психологически это миг настоящего, в который и реализуется наша жизнь, т.е. наша подлинная сущность. Чем боле четко проявляется связь с высшим «Я», тем больше мы погружаемся в реальность вокруг нас, осознавая, что все, что творится с нами, происходит именно сейчас. Конечно, может показаться странным, что этому факту уделяется особое внимание, ведь то, что реальность присутствует в жизни каждого из нас - это априори не поддается сомнению и само собой разумеется. Однако значение этого психического аспекта для существования в этом мире настолько важно, что его следует описать подробнее.
В дневное время мы находимся в состоянии бодрствования и занимаемся ежедневными делами, находясь, как кажется, в полностью сознательном состоянии. Однако если вас попросят рассказать обо всех ваших мыслях, эмоциях, движениях души, ментальных проекциях, которые посещали вас на протяжении этого времени, вспомнить все ощущения, которые вы испытывали с помощью пяти чувств, вы окажетесь в тупике. Припомнить не удастся и сотой доли, поскольку человек запоминает только основные моменты, которые могут принести плоды в практической деятельности. Все же остальные воспоминания складируются в бессознательном.
Поэтому, говоря о человеческой, стоит помнить, что она относительна. Когда мы отправляемся спать, уровень осознанности снижается еще стремительнее, и, встав утром, человек припоминает только самые красочные сновидения, а часто и вообще ничего не приходит на ум. Во время сна ощущение реальности задвигается настолько глубоко, что вообще никак не фиксируется. Но сном и дневным бодрствованием количество психических состояний не исчерпывается: есть еще и сверхсознательное состояние, по сравнению с которым все другие кажутся сном, мало связанным с реальной жизнью.
Увы, среднестатистический представитель человеческого общества очень далек от осознания своего бытия и все указанные выше аспекты воспринимаются им лишь косвенным образом, через эмоции. В уме он фиксирует объекты материального мира, находящиеся вокруг него, и делает выводы, что они существуют, потому что тогда просто некому было бы воспринимать многочисленные формы, присутствующие вокруг нас. Но если это воспринимается лишь как логическое умозаключение, появляются мысли вроде: «Да, я есть. Но что это означает? Дополнительных материальных благ это не приносит. В чем тогда смысл моего пребывания на этой земле?»
Для поверхностного ума такие вопросы крайне болезненны и говорят лишь о том, что он застыл на определенной точке развития, поэтому его внимание неспособно отвлечься от поверхности с ее яркой оберткой и начать постижение причины и глубинной сути процессов, в огромном количестве происходящих в мире, - настоящего мгновения.
Задавая подобные вопросы, необходимо задуматься о странном парадоксе: вопрос существует, но сам вопрошающий просто отсутствует. Что может дать умственное «раскапывание» следствий, если истинная причина происходящего для человека скрыта во тьме? Зачем нужно изучение вторичных проявлений собственного эго, если собственное «Я» окутано мраком тайны?
Многим из нас недоступно осознание личного присутствия в происходящей жизни. Мы руководствуемся смутными ощущениями горького, сладкого, твердого, мягкого, грустного, радостного, все это сопровождается тысячами картинок в мозгу, поверхностных мыслей и эмоций. Но где среди всего этого спрятано? И что оно собой представляет? Если поставить во главу угла концепцию «я есть обобщение всего этого», тогда возникает вопрос: а где наше личное эго отсутствует? Где проходит красная линия, разделяющая мир на часть, в которой присутствует наше Я, и на часть, не имеющую к нему отношения? Являются ли наше тело, разум, прическа нашим Я? Если мы ощущаем свое Я, получается, что существуют два Я, одно из которых отмечает все, что происходит с другим? Тогда выходит, что должно быть еще и третье Я, которое остается беспристрастным наблюдателем для двух других. Эти теории и ментальные игры в качестве компонентов и составляют наше неоднородное . Если вы хотите знать, как познакомиться с истинным с собой, читайте .
Любой объект, который мы как-либо чувствуем, не исключая и наши фальшивые Я, воспринимается нами как нечто чуждое, постороннее, и мы можем наблюдать его со стороны, как и другие проявления мира материальных форм. На глубинном уровне все формы являются одним целым и объединяются в высшее Я - Атман.
Существование всех форм обусловлено существованием самого человека, и жизнь им придает только сияние нашего сознания. Реальность самой жизни - это излучение сознания человека.
Человек осознает Атман как Бога и высшей безграничной реальности. Даже мимолетный проблеск понимания этого дарит удивительное счастье и чувство поразительной свободы, не сдерживаемой никакими ограничениями. Ведь ни одно существо в мире и никогда не сможет забрать это ощущение у тебя. Атман - это само бытие в его абсолютном аспекте, жизнь, невидимый фон для всего происходящего с нами - это подлинная сущность человека. Это простой, чистейший и не имеющий границ исток жизни, дарящий ей невообразимую свежесть. В нем скрыт смысл и истинная сущность нашей действительности.
В эзотерике осознание сути своего высшего «Я» считается . Адвайта называет высшее «Я» Атманом, тем, что реально присутствует. Йога считает высшее «Я» Пурушем, в котором присутствуют следующие аспекты: отсутствие начала, тонкость, сознательность, запредельность, присутствие во всем, вечность, созерцательность, познание, способность к вкушению, незапятнанность, бездействие, отсутствие порождения чего бы то ни было. Практика осознанности и самосозерцания помогает этим свойствам проявиться, способствует самопознанию, делает для нас более досягаемыми истину и полную расслабленность в настоящем, а значит, и позволяет проникнуть в глубину высшего «Я» - Атмана.
Чтобы приобщиться к осознанию Атмана, не стоит делать лишних движений, усиленно стремиться к чему-то и пребывать в состоянии напряженности. Сначала к этому опыту приобщаются путем естественного расслабления, заключающегося в том, что нам кажется, что все вокруг погружено в сонные грезы, все переживания отпускаются, но при этом ощущение бодрствования как основной стержень остается. Потом реальность нашей индивидуальной души широко открывается для того, чтобы принять в себя то, что было, есть и всегда будет. И в этот момент приходит понимание, что ничего иного реально не существовало и не могло иметь права на существование. Это сама жизнь, естественная в своих проявлениях, которой ничто не способно помешать. Она просто существует, включая в себя все мгновения, и ничто не может повлиять на нее.
На уровне сознания некая часть нас понимает, что энергия не имеет начала и конца, она не лимитирована, а реальности не может стать ни больше, ни меньше. Не можем мы испытывать и привязанность или отвращение к чему-то, поскольку все происходящее - спонтанный поток жизни, созерцая струи которого, мы принимаем все в его данности, без каких-либо вмешательств, отклонений от Истины или ее толкований. Мы лишь получаем глубокое удовольствие от плеска и блеска струй этой реки и полностью отдаемся на ее волю. Ее мерные движения подхватывают, пронизывают каждый наш поступок и мгновение нашего бытия, давая возможность расслабиться. Все, что нам нужно делать, - это доверять жизни, и все устроится наилучшим образом.
В этом случае не остается места ни для каких сомнений, ведь все вокруг - это бытие. Всевышний, Бог, Абсолют - эти термины бессмысленны, поскольку эти символы не способны полностью описать жизнь, пребывающую внутри нас, как птенец в скорлупе.
Сомнения, как и любые другие концепции, иллюзорны. Они сковывают нас по рукам и ногам привязкой к умственной деятельности, разрозненным ограниченным знаниям. Сомнения приводят к лишним переживаниям, страхам, эмоциональной нестабильности, неудовлетворенности. Если же вы доверяете жизни, ваше сознание становится особо проницательным, медитативным, предвкушающим, а мышление - более интуитивным за счет внезапных озарений. Таким образом наш относительный мир реализует свою связь с бесконечным, вневременным и воплощающим в себе все парадоксы, и именно таким образом объединены человек и истинная реальность, личность и высшее «Я».
Индивидуальность - то, что, как мы полагаем, составляет нашу сущность - происходит в нас, но это отнюдь не мы. Продвинутые адепты воспринимают свою личность и имя как героя фильма или игры, который что-то говорит, совершает какие-то действия, читает, слушает, занимается духовными практиками. Реальность - это лишь то, что связано с высшим «Я», чистым бытием. Окружающие человека люди воспринимаются лишь как проекции различных частей сознания. Реальность никуда не исчезает, она присутствует всегда. Это наша колыбель, наш дом, наша суть. Это удивительный, всепроникающий покой.
Как пример можно привести человека, который много лет искал ключ к счастью, который висел у него на шее. Человека обуревают множество сильных желаний, и в поисках способа их удовлетворить, счастья, слияния с единым целым он переворачивает весь мир с ног на голову и даже стремится в космос. А сокровенная тайна, вмещающая в себя гармонию, покой, мир, счастье, наиболее полную реализацию своих потенций все это время, как клад, лежит в глубине его души.
Выделять определенные объекты и полностью сосредотачивать на них свое внимание - это значит выбрать для себя определенную точку в бесконечности и не сводить с нее глаз, в то время как она не играет никакой роли на фоне абсолютного бытия. Реальность будет уводить нас от нее и, в страхе лишиться опоры в жизни, мы будем изо всех сил рваться к ней обратно. Именно так поступает человек, когда полностью отождествляет себя с конечными, преходящими формами, упуская нечто более важное, всепроникающее, мощное, чем миллиарды событий мирской суеты - он упускает саму жизнь.
Само бытие и существование даже самой простой формы - это удивительное чудо . По какой причине вообще существует реальность? Не реальность человека или социума, а действительная, всеобъемлющая, включающая в себя бесконечность пространственного и временного континуума, протянутого в вечности. Почему есть жизнь и могло ли ее не быть вообще? Об этом необходимо задуматься, вникнуть всем своим существом, ведь этот вопрос уже содержит в себе зародыши ответа. Сначала ответ будет казаться неуловимым и зафиксировать его покажется невозможным, и лишь после духовного пробуждения все станет на свои места и будет постигнута сама суть.
1) Атман - (санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. системе индуизма. В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упанишадах, обозначает субъективное психич. начало, индивид, бытие, «душу», понимаемые -и в личном, и в универсальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в соотношении с объективной первичной реальностью - брахманом; постижение их тождества составляет одну из осн. заповедей индуизма.
2) Атман - - в индийской философии обозначает самый глубокий уровень самосознания человека. Согласно Упанишадам, " Атман есть Брахман ", т.е. в средоточии самосознания человека присутствует Самосознание всего мироздания.
3) Атман - фундаментальное понятие индийской философии, берущее начало в Ведах и характерное для абсолютного большинства философских школ. Означает всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душу. Противостоит Брахману как высшей объективной духовной реальности и вместе с тем тождественен ему. Атман – самосознание Брахмана, составляет глубинную суть человеческого «я», не сводится ни к чувствам, ни к уму, но принадлежит им. Это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов. Атман – во всем, все одушевляет, и потому человеку нет нужды искать бога вне самого себя. Атман, существующий в глубине нашего эмпирического «я», и есть Бог. Он – истина, он – помощник, он не подвержен никаким внешним иллюзиям и порокам. Ищите в себе единого Бога и Единственную жизнь Вселенной! Нет «разных людей», «разных личностей», мы все – проявления Атмана, его внешнее раскрытие. Внутри человека и собаки, друга и врага находится все то же вечное начало, и осознание нашего фундаментального единства есть путь к избавлению от страха и вражды.
4) Атман - (санскр. - дыхание, душа, я-сам) - в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях - понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, "Я", душу. Учение об А. излагается в Упанишадах, где А. - понятие, производное от смыслообразов пуруши и праны и в определенном отношении тождественное с ними, т.к. и пуруша (вселенский человек) и прана (дыхание) обозначают исходное начало и основу, "опору" жизни и мироздания. Смысл понятия А. подвижен и приобретает различные оттенки в контексте связи с другими понятиями: А. - это и дыхание, и основа жизни, и человеческая душа. Отдельно взятое понятие А. не раскрывает проблему единого и многообразного. Решение этой проблемы осуществляется через взаимосвязь понятий А. - Брахман, где А. наделяется смыслом единичного, субъектного проявления Брахмана, как всеобщего начала. Определения основания как первичной реальности словами А. - Брахман означает ее характеристику с двух сторон: субъектной и субъективной (А.) и объективной (Брахман). При этом соотносительность понятий А. и Брахмана носит многоуровневый характер: когда А. отождествляется с телесным субъектом - Брахман символизирует космос; когда А. выражает субъективное, мысленное или жизненное "Я" - Брахман предстает как космическая душа (хираньягарбха), когда А. раскрывает смысл индивидуального, субъективного самопознания (интеллектуальное "Я", праджня) - Брахман несет в себе смысл самопостигающего и всепостигающего абсолюта (самосознающий ишнавара); наконец, на высшем уровне, когда субъект и объект слиты воедино, А. становится высшим Брахманом, или блаженством. Связь понятий А. - Брахман в гносеологическом аспекте выражает признание самостоятельности и относительной обособленности души от телесной оболочки и от конкретного объектного воплощения (А. скрыт и в "Я" человека, и в "Я" всех других существ, и в абсолюте, Брахмане), характеризует высшую форму познания - самопознание как блаженство, где А. и Брахман слиты воедино. Через взаимосвязь понятий А. - Брахман в Упанишадах также предпринимается попытка установить функциональную связь между дыханием и мысленно-чувственными процессами, представить познание как синкретичный процесс восприятия внутреннего состояния и внешнего мира. Е.В. Петушкова
5) Атман - - в индуизме "вселенский дух", "абсолютное я", "божественный субъект ", скрытый в человеческом сердце. Согласно адвайто-ведантистской традиции, " атман есть брахман ", т.е. субъектный абсолют совпадает с объектным абсолютом.
6) Атман - (санскр, - самость, душа) - одно из центральных понятий инд. философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность индивидуума. Веданта отождествляет атман с брахманом - космическим (объективным) духовным началом; буддизм отвергает атман.
Атман
(санскр.) - одно из осн. понятий в религ.-мифологич. системе индуизма. В ведийск. лит-ре, прежде всего в Упанишадах, обозначает субъективное психич. начало, индивид, бытие, «душу», понимаемые -и в личном, и в универсальном планах. Как субъективное, индивид, начало А. выступает в соотношении с объективной первичной реальностью - брахманом; постижение их тождества составляет одну из осн. заповедей индуизма.
В индийской философии обозначает самый глубокий уровень самосознания человека. Согласно Упанишадам, " Атман есть Брахман ", т.е. в средоточии самосознания человека присутствует Самосознание всего мироздания.
фундаментальное понятие индийской философии, берущее начало в Ведах и характерное для абсолютного большинства философских школ. Означает всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душу. Противостоит Брахману как высшей объективной духовной реальности и вместе с тем тождественен ему. Атман – самосознание Брахмана, составляет глубинную суть человеческого «я», не сводится ни к чувствам, ни к уму, но принадлежит им. Это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов. Атман – во всем, все одушевляет, и потому человеку нет нужды искать бога вне самого себя. Атман, существующий в глубине нашего эмпирического «я», и есть Бог. Он – истина, он – помощник, он не подвержен никаким внешним иллюзиям и порокам. Ищите в себе единого Бога и Единственную жизнь Вселенной! Нет «разных людей», «разных личностей», мы все – проявления Атмана, его внешнее раскрытие. Внутри человека и собаки, друга и врага находится все то же вечное начало, и осознание нашего фундаментального единства есть путь к избавлению от страха и вражды.
(санскр. - дыхание, душа, я-сам) - в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях - понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, "Я", душу. Учение об А. излагается в Упанишадах, где А. - понятие, производное от смыслообразов пуруши и праны и в определенном отношении тождественное с ними, т.к. и пуруша (вселенский человек) и прана (дыхание) обозначают исходное начало и основу, "опору" жизни и мироздания. Смысл понятия А. подвижен и приобретает различные оттенки в контексте связи с другими понятиями: А. - это и дыхание, и основа жизни, и человеческая душа. Отдельно взятое понятие А. не раскрывает проблему единого и многообразного. Решение этой проблемы осуществляется через взаимосвязь понятий А. - Брахман, где А. наделяется смыслом единичного, субъектного проявления Брахмана, как всеобщего начала. Определения основания как первичной реальности словами А. - Брахман означает ее характеристику с двух сторон: субъектной и субъективной (А.) и объективной (Брахман). При этом соотносительность понятий А. и Брахмана носит многоуровневый характер: когда А. отождествляется с телесным субъектом - Брахман символизирует космос; когда А. выражает субъективное, мысленное или жизненное "Я" - Брахман предстает как космическая душа (хираньягарбха), когда А. раскрывает смысл индивидуального, субъективного самопознания (интеллектуальное "Я", праджня) - Брахман несет в себе смысл самопостигающего и всепостигающего абсолюта (самосознающий ишнавара); наконец, на высшем уровне, когда субъект и объект слиты воедино, А. становится высшим Брахманом, или блаженством. Связь понятий А. - Брахман в гносеологическом аспекте выражает признание самостоятельности и относительной обособленности души от телесной оболочки и от конкретного объектного воплощения (А. скрыт и в "Я" человека, и в "Я" всех других существ, и в абсолюте, Брахмане), характеризует высшую форму познания - самопознание как блаженство, где А. и Брахман слиты воедино. Через взаимосвязь понятий А. - Брахман в Упанишадах также предпринимается попытка установить функциональную связь между дыханием и мысленно-чувственными процессами, представить познание как синкретичный процесс восприятия внутреннего состояния и внешнего мира. Е.В. Петушкова